Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. 6 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
6 ноября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 16:19-31
Лк.10:38-42; 11:27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Евангельское чтение сегодняшнего дня вновь ставит нас перед очень глубоким рассказом, который имел место быть в жизни двух человек. Нас с вами это чтение вводит в размышление о богатстве и бедности, о духовном и внешнем, о вечном и временном.

Священное Писание приводит нам примеры людей богатых и благочестивых. Таковых в слове Божьем поминается немало. Ещё более было и есть состоятельных людей в истории Церкви. В этом мире Господь устанавливает неравенство, и это учреждение неземное. Мы с вами пережили страшную эпоху, когда устами персонажа из книги Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» выражена одна из составляющих глубокого демонического, небожественного перераспределения ценностей: «Давайте всё уравняем и поделим!» Ещё раньше об этом хорошо сказал апостол Иуда Искариот: «К чему такая трата? Если это ценное миро продать, то много нищих можно было бы накормить».

Нет равенства – ни на земле, ни в раю, ни в аду. Господь в этом мире распределяет таланты и ценности, способности и дарования, и ставит одних людей властвовать, а других – подчиняться. Но каждый из нас должен учиться и одному, и другому искусству, так как каждый из нас чем-то управляет и кому-то подчиняется. Если этим искусством не овладевать и не иметь правильного понимания, то сегодняшнего Евангельского рассказа не понять.

Нередко в нашей жизни бывает попытка всё упростить. «Богатый потому не попал в Небесное Царство, что был богат» – это ложь. «Бедный потому оказался в раю, что был беден» – но это неправда. В этом мире жило и живёт немало бедных и злых людей, очень жадных, эгоистичных, раздраженных и весь мир ненавидящих. И немало людей богатых и состоятельных, которые живут не для себя. Я таких людей знаю. Более того, когда у кого-то из них возникает мысль о приобретении некого имущества, и они приходят к священнику, вопрошая, можно ли его приобрести – они получают благословение, потому что это согласно с тем образом жизни, который они ведут.

Как-то к преподобному Амвросию Оптинскому пришел очень богатый человек и сказал, что он тяготится выездом, который состоит из шести лошадей, лакеев и пышной кареты, положенной ему по статусу. И преподобный сказал ему: «Смиряйся этим выездом и живи не только для себя. А еще поступай так, чтобы не карета ездила на тебе, а ты – на карете».

Несчастье человека, о котором сказано в сегодняшнем рассказе, заключается в том, что этот человек жил для себя и полученное богатство тратил только на себя. Есть еще две интересные категории, которые в этом Священном тексте нам предлагаются: радость и веселье. Когда собираются учёные мужи и жены на разных конференциях, они договариваются о том, чтобы для начала уточнить понятия, потому что иной раз одно и то же понятие может очень по-разному восприниматься. Радость и веселье… Радость как духовная составляющая, связанная с добродетельным благочестивым житием, когда человек получил от Господа богатство и пользуется им. В Писании сказано, что можно пользоваться богатством: «Тот, кто насадил виноградник, питается от винограда» – это благословение, – «но не может есть только сам». А веселье – это когда человек живет для себя, на современном языке это называется «эгоизмом». Жизнь для себя… Я – центр этого мира, я трачу только на себя, я живу только для себя. Несчастье этого человека из притчи – в том, что он жил только для себя.

По святоотеческому слову, возле каждого из нас Господь поставляет тех людей, которые нам нужны для спасения. В общении с ними, испытывая неудобства или, наоборот, комфорт, мы должны пройти с духовным осмыслением испытания и преодоления общения с этими людьми. Более того, ведя внутреннюю работу, стремясь к окормлению у пастырей Церкви, научающих нас жить по Евангелию, мы можем обрести мир в нашем сердце и еще здесь начать жить в преддверие Небесного Царства. Можно, находясь здесь, начать жить в аду. Как священник, я могу сказать, что знаю людей, живущих уже в преддверии Царства Небесного среди наших прихожан, но знаю и тех, кто живет в аду. А вот решить, где ему жить, может каждый человек.

Есть еще состояние глубочайшего самообольщения, когда кажется, что ты что-то получил, достиг, и это и есть смысл твоей жизни. У несчастного богача именно это и произошло: получив от Бога богатство, ему нужно было мудро им распорядиться: тратя что-то на себя, нужно было вкладывать и в других. Не делая этого, человек постепенно опустошается, совершается «деградация личности», говоря современным языком. В душу каждого Богом вложено зерно самопожертвования, и только путь самопожертвования является созидательным. Если этого нет, если человек не начинает сознательно учиться понуждать себя жить для других людей, то он постепенно умирает, и всё, что возле него, тоже умирает. С такими людьми очень тяжело общаться. …Направленность на себя… Готовность слышать только себя… Нежелание видеть других людей… Неготовность помогать, трудиться… Попытка избежать трудностей, связанных с этим деланием. Следствие: имени этого богача в Евангелии нет, оно специально забыто: это глубокий образ того, что совершается с тем, живет не Евангелием.

Но что ещё страшнее – что живущий здесь человек постепенно входит в состояние темноты, если он не разделяет с Богом это стремление жить для других. Это страшное состояние глубокого внутреннего истощения. Состояние, когда человек, много имея, как этот богач, проживая свою жизнь в праздности и в угоде своим страстям, умирает, ещё будучи живым. Но самое страшное ожидает его впереди: уже здесь испытывая состояние пустоты, выхолощенности, ущербности, угнетения и уныния, с этим же самым он сталкивается и там, за гробом, потому что там он теперь вечно будет находиться в этом состоянии, которое выбрал сам. Он не захотел здесь с людьми научиться общаться, искать возможность поступать по Евангелию, он не стремился обучиться смирению – ведь это трудно. Если он в этой жизни не вступил на этот путь, который каждый день предлагается нам Богом, он там не будет с Богом, потому что сам добровольно и свободно не захотел.

А богатство и бедность – это только сопутствующие категории, но каждому Богом даровано то, что во благо и на пользу именно этому человеку. Если в эту сторону не думать, тогда можно стать революционером, готовым всё поделить. Но почему после этого передела тот, кто возглавляет движение этого безумства, становится у власти и получает большие богатства?.. Но на пользу ему они не пойдут…

Сегодняшнее Евангельское чтение – это страница жизни, которую нужно написать каждому из нас в нашем сердце, рукою нашей совести. Здесь рассказ, который предполагает, что тот, кто над ним задумается и правильно его осмыслит, должен сделать некий выбор, как ему жить дальше, как распорядиться тем, что он получил в этой жизни, куда вложить это всё, чтобы не потерять. Всех вас, дорогие, с воскресным днем! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев