Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. 16 октября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
16 октября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 6:31-36
Мф. 13:44-54

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы читали очень короткий евангельский отрывок: всего лишь несколько стихов, с 31-го по 36-й. Но в этих пяти стихах показан высший пилотаж духовной жизни, которому мы не соответствуем, но к которому мы обязаны стремиться. Там сказано, что относиться к другим нужно так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.

Для того, чтобы правильно отнестись к вопросу таких отношений, нужно понять, что есть само по себе это верное отношение к ближнему. Данное евангельское слово созвучно ещё одному месту в Писании: той самой главной Божественной заповеди о том, что нужно «возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя». Когда мы учимся этому искусству, мы должны задумываться над тем, что человек должен в себе увидеть Христа. Разгрести то суетное и маленькое, то мелочное и несущественное, что есть в нашем сердце, и в себе увидеть лучшее и, это лучшее возлюбив, рассмотреть его и в своём ближнем. А как мы все реагируем на своего ближнего? Мы ведь видим в нём только худшее! Наблюдая то, что нам не нравится, мы возмущаемся сердцем и испытываем ощущение недовольства оттого, что кто-то возле нас делает не так, как нам хочется. Нередко это бывает в семье, когда родители преисполняются ненависти к своим детям. Мне как священнику часто приходится слышать на исповеди: «Ужас, батюшка, я была готова убить своего ребёнка! Я с трудом сдерживалась от лютой ненависти, охватившей меня, – и в этом-то состоянии я призывала его к послушанию! В состоянии негодования и нелюбви к своему чаду я заставляла его делать добрые дела». А каков результат? Отторжение. Правда, возможно, призыв будет услышан и дело сделается, но вот мира в сердце не будет. На какой волне человек общается с другим человеком – вот в чём вопрос. В каком духе он находится, общаясь с ближним, и гасит ли он в себе те порывы ненависти, которые свойственны его падшему естеству, пока он духовно развращён и в принципе духовно не собран. Как важно задуматься об этом человеку, стремящемуся к Небесному Царству! Рассмотреть в себе это Божественное и это же увидеть в ближнем, и, не ожидая от него доброго поступка, быть готовым с ним поступать по-доброму. Это же слова апостола Павла – о том, что любовь «не ищет своего», то есть принцип «ты мне, я – тебе» тут не действует: «я тебе не улыбнулся, а ты не улыбаешься мне». Давайте будем внимательными и осторожными: когда мы воспитываем наших детей, когда мы являемся учителями, мы должны назидать в этом наших пасомых, мы должны приучать их к этому, ведь они ещё этого не умеют.

Когда речь идёт о взаимодействии людей зрелых, которые общаются с подобными и даже равными себе по возрасту и положению, должно включаться иное. Мы должны понимать, как сказать что-то важное и правильное, когда сказать и в каком состоянии. Потому что отношение к ближнему, определяемое в Евангелии – «как бы ты хотел, чтобы отнеслись к тебе» – предполагает, что я уже имею готовность учиться в ближнем своём видеть лучшее. Если такой задачи в моём сердце нет, то я не смогу ему сказать честно – я буду лицемерить.

Священнику порой приходится общаться с людьми духовно очень и очень запущенными. Духовно одичали мы все, но иногда встречаются настолько опустошённые и внутренне не выстроенные люди, что становится страшно: тебе они не верят, они Богу не верят – так кому же они тогда верят? Себе? Вы знаете, нет. Человек настолько мысленно сроднился с силой, предлагающей ему определённые помыслы, что сам открыл дверь в иное пространство, в пространство тёмной силы, мучающей его.

В сегодняшнем евангельском чтении есть рассуждения и о том, что человек должен понуждать себя бороться против своего самолюбия. Любовь к себе и самолюбие – разные понятия. Самолюбие – это грех, причём грех страшный, который нарушает вторую Божью Заповедь. А вот любовь к себе – это понятие евангельское, это то самое рассмотрение в себе Христа, с Которым я должен вести диалог. К моему второму человеку, ветхому, я должен обращать призыв сердца, чтобы отошёл от меня этот ветхий человек – вот так и написано у толкователей Священного Писания, когда новый в нас человек, Христос, обращается к нашему ветхому человеку, моему второму «я», и требует, чтобы тот отошёл от Него. Вышел из этой лодки, покинул этот корабль. Иначе, если я присягну этому ветхому человеку, станет страшно и мне, и окружающим меня. А страшнее всего, когда человек, рассуждающий о христианской жизни, говорящий правильные слова о добре, о честности, о правде и самопожертвовании, вместе с тем живёт с ветхим человеком, которого пригрел в своей душе, и только внешне пытается показывать, что он добр. Каждый из нас должен свободно и добровольно решить для себя, кого в себе он желает воспитать и кого в ближнем своём он хочет увидеть. Если человека ветхого, то он его рассмотрит, но это бесперспективно. Если отношения будет строить наш новый человек с ветхим в ближнем – ничего не получится. Если наш ветхий с тем ветхим – ничего не выйдет. Если наш ветхий с тем новым – тоже ничего не получится. А вот если наш новый с тем новым, если Христос в нас – с Христом в том, кто возле нас, – вот тогда начинается другое, именно об этом нам сегодня и говорит евангельское слово.

И, наверное, именно поэтому сегодня возникает на его пути так много препятствий: чем серьёзнее тема, тем более желательно диаволу, чтобы никто её не понял. Прозвучало труднопонимаемое слово – никто ничего не понял и никто ничего делать не будет. А когда человек задумывается над тем, что нужно делать, и начинает тренироваться каждый день… Сразу у него, конечно, не получается, но ведь он понуждает себя двигаться в нужную сторону. И вот тогда начинается у него иная жизнь – и в нём самом, и в семье его.

Пять стихов сегодняшнего дня – и столько рассуждений об этом! И столько препятствий, чтобы его не завершить, чтобы поломать его, упростить, свести до чего-то обычного, обыденного. Как будто понятного: «возлюби», «пожертвуй», «не проси взамен»… Здесь образные понятия, здесь притча, глубинный смысл которой постижим только тогда, когда мы имеем готовность и желание Богу верить, доверять Ему и быть Ему верными.

Очень хотелось бы, дорогие братия и сёстры, чтобы в каждом из нас была готовность рассмотреть то главное и новое, что всегда действенно и живо, что перспективно и спасительно. И когда мы это в своём сердце имеем, то радуемся и призываем к этой радости тех, кто нас окружает. Аминь!

Прот. Андрей Алексеев