Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. 25 сентября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
25 сентября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 3:13-17
Мф.: 22:1-14
Лк. 11:27-28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В эту неделю пред Воздвижением, братья и сёстры, мы с вами читали малый отрывок Евангелия от Иоанна, в котором говорится о кресте жизни.

Событие Крестовоздвижения мы с вами будем отмечать во вторник. А рядовое Евангелие сегодняшнего дня – о нас с вами. Притчу о званных на брачный пир мы слышали неоднократно: слышали о том, как одни оправдывались наличием имущества, как другие говорили о радости свадьбы, и как все они отказывались прийти к Богу. И тогда слуги вышли на распутье и призвали тех, кто был готов. Мы помним человека, одетого не в брачные ризы, и страшные слова о наказании в Геенне…

О чём хотелось бы сегодня сказать и над чем хотелось бы задуматься? Рассказ этот о том, как люди, имевшие и поля, и жён, и разное прочее имущество, во множестве данное им Богом, услышали голос Божий и его отвергли. Если перевести это с разговорного языка на толковательный язык комментариев святых отцов Церкви, то смысл вот в чём: дав нам всё, дав нам возможность радоваться тому, что мы имеем в этом мире (в мире, который вместе с тем является пространством изгнания), Бог позвал нас войти в Его радость. Призванные на пир – это те, к кому обращено Божье Слово, то есть это каждый из нас. Слово с призывом уйти от внешней радости к радости внутренней, связанной с высоким понятием самопожертвования.

«Человек, Я дал тебе так много! И зову тебя сейчас разделить со Мной радость духовной жизни. Пойдём!» – обращается Господь к каждому из нас. – «Ты столько всего имеешь. Давай вместе потрудимся вспомнить о тех, к кому Я пришёл, о тех, кто чего-то не имеет или о чём-то забыл. Давай вместе со Мною сейчас пойдём и сделаем благое дело!» – вот призыв на этот пир. Речь идёт не о столах с яствами. Речь идёт о том, что человек, вступающий на путь самопожертвования, получает бОльшую пищу: глубокую радость, мир в сердце и спасение в вечности. И вот человек, получивший в земной жизни от Бога столь многое, призываемый этим зовом сердца, этим духовным колоколом, говорит: «Господи! Я столько всего имею, я столько всего получил… Оставь меня в покое». Тогда Бог напоминает человеку: «Послушай, Я дал тебе всё это, Я твой Отец». Он посылает святых отцов Церкви, пророков, апостолов, и устно, и через духовные книги напоминающих человеку о его предназначении: «Я дал тебе это и зову: пойдём потрудимся сейчас, пойдём поработаем – и ты обретёшь большую радость!» – «Нет, Господи. Я взял у Тебя всё это, и теперь это моё. Я буду этим пользоваться, а трудиться на Твоей ниве пусть будут другие». И снова Господь посылает, и снова зовёт. И убивают тех, кто напоминает человеку о том, что раздражает его совесть и лишает его покоя: «Давайте убьём Его!» – слова, которые когда-то произнесли несчастные фарисеи, нередко произносим и мы с вами, когда отказываемся… От чего отказываемся? Я не прошу отвечать на мой вопрос. Но если кто-то из вас не прочёл вчера Евангелие, то это был ваш добровольный отказ от Бога, от той брачной одежды, которую Он вам предложил. Не стоит оправдываться усталостью. Он дал вам столько сил! На что вы их потратили вчера, что не хватило времени для Бога? «Слушай, открой, почитай, а?» – «Да нет, Господи: я так занят!» – «Ну давай хоть немножко, хоть чуть-чуть побольше, может быть, помолимся под воскресный день? Вот тебе одежда. А ещё Я дал тебе ум, память – ты ведь соображаешь. У тебя даже домашние тапочки есть. Я настолько о тебе позаботился, что ты не голоден. Пойдём, а? Сделаем главное дело!» – «Замолчи. Не лезь ко мне, не трогай мою жизнь, это моё, это моё имущество, я богат и без Тебя! Ты дал мне это, и это моё. И мне об этом не напоминай. Живу своей жизнью, и мой бог у меня в душе. В моей душе мой бог. А в Церковь… Если захочу, пойду. Сегодня нет времени у меня, я устал. Я много работал, и я устал. Я должен поспать! У меня много занятий. Я не сделал домашнее задание. Мне столько всего предстоит в понедельник, впереди большая неделя, трудная, тяжёлая, дай мне отдохнуть, Господи, не лезь ко мне».

Там есть слова, от которых мурашки по коже, где Бог обращается и говорит: «Возьмите его и бросьте…» Давайте переведём их на доступный язык. Бог никогда никого не наказывает. Никого и никогда. Перед нами – иносказательное выражение ужаса и горя, в которые человек ввергает себя сам, потому что всякий его шаг от Бога – это шаг в темноту. Всякий отказ от брачной одежды – это облачение в рубище и струпья, это падение в бездну, где вот тот самый «плач и скрежет зубовный». Образное сравнение, которое на доступном языке передаёт горе, от которого плачут, и боль, от которой скрежещут зубами. Настолько далеко от Бога человек отошёл, что не слышал, не внимал, не читал, не хотел, и в конце концов звучит для него этот гневный голос – голос совести: «Я сам себя облёк в другие одежды! Облекаясь в них, я так низко пал, что теперь плачу и зубами скрежещу!»

«Много званных и мало избранных». Неужели Господь вот так сортирует? «Ты Мой, а ты – чужой»? Нет. Званые все. Но вот готовность быть с Богом, быть избранным – это свободная воля каждого человека, и когда мы, оступаясь, поднимаемся, наши отношения с Богом восстанавливаются. Тут же, сразу. Кто не оступается? Кто не ошибается? Нет таких. Но как важно спохватиться и успеть прийти на этот пир! И если это произошло, то какой плач, какой скрежет? Бог принимает каждого человека. Радуясь и любя, Он облекает его в другие одежды, и человек, признавая свою немощь и ошибки, сподобляется милости и радости, потому что начинает служить и действовать, хоть в малой степени уподобляясь Богу. Радуясь иной, неземной радостью оттого, что, служа Ему, он может тратить свои силы и то, что имеет, не только на одного себя.

Сегодня мы с вами прочитали очень знакомую притчу. Но всякий раз, когда мы со вниманием опускаем сосуд нашего сердца в источник Божьего Слова, наше сердце наполняется Божественной влагой и мы утоляем жажду. Вот и сейчас мы смогли, надеюсь, сделать несколько глотков. Постараемся же не останавливаться. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев