Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. 17 сентября 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
17 сентября 2016, суббота

Дорогие братья и сёстры, всех вас поздравляю с Воскресным днём!

Назидая приветствием наступившего Воскресного дня, над чем предлагаю задуматься? Некий художник написал картину. Будучи большим мастером и находясь в глубоких летах, он плакал над нею, и в этом состоянии его застали ученики. Обращаясь к тому, кого они ценили и уважали, они недоумевали от его плача и спрашивали, о причине его печали. «Я плачу оттого, – сказал великий мастер, – что в своей картине я не нахожу недостатков». – «Разве это предмет для слёз?» – вопрошали талантливые молодые художники своего учителя. – «Да, это предмет для слёз, потому что когда человек в своей деятельности не замечает недостатков, это говорит о его оскудении и охлаждении, о его падении».

Так бывает в нашей жизни, что духовный прицел сбивается у человека незаметно для него самого. Там приписал себе некую победу, на самом деле одержанную на ниве творчества вместе с Богом, там удалось сдать сложный экзамен, здесь – решить сложный вопрос, уладить непростую ситуацию, помочь кому-то. И вот, не борясь с чувствами недобрыми, принимая тщеславные помыслы и корыстные мысли, человек начинает доверять диаволу, возвышает себя и не находит готовности осудить недобрые порывы своего сердца, пленяясь ими. И постепенно стена между Богом и человеком вырастает всё выше и выше. И вот уже человек хвастается, вот уже он гордится, вот уже проявляет различные степени самолюбия, не замечая того, что он, ослеплённый внешними успехами, совершает. И не раскаивается в содеянном.

В этом есть глубокая духовная болезнь, и свойственна она каждому из нас. Вот почему святая Церковь, назидая нас примерами из житий праведников и рассказами о благочестии угодников Божиих, предлагает нам внимательно всматриваться в свои поступки и учиться духовному просеиванию совершённого нами. Лучшее – принимать и развивать, а худшее – замечать, и давать своей совести укорять себя. Это очень большое искусство. Бывает, что, навыкнув в военном деле, человек поступает в какой-то корпус, школу, академию, где получает разные звания и на примере прежних сражений моделирует новые. Вот и в духовной жизни человеку нужно учиться вести войну с той тёмной силой, которая всегда находится возле него. А Бог никогда не оставляет человека одного. Это человек часто оставляет Бога – и трудно ему воевать, а может быть, он и вовсе не пытается этого делать, и тогда диавол берёт его в плен. И, находясь в плену, человек может даже не осознавать, что он пленник. И постепенно он делается рабом.

В этом небольшом рассказе о мудром наставнике и внимающих его голосу учениках есть зерно, которое можно положить в сердце для того, чтобы, орошая его духовными рассуждениями, наблюдать, как оно прорастает в нашей душе. Ухаживая за этим ростком, с помощью Божьей можно принести и собрать добрые плоды.

Мы с вами вступили в учебный год. Уже пройденные маленькие шаги этого очередного учебного года есть и в нашей школе. Впереди – октябрь, когда более полноценно начнётся процесс этой жизни, значимой и важной, дающей нам возможность находиться в духовном трезвении в отношении и самих себя, и своих детей, в том учебном и воспитательном процессе, который надлежит вести в своём сердце каждому.

Также постараемся быть внимательными и к участию в Богослужениях: важно понимать, что у каждого ребёнка есть своя мера присутствия на службе. Сейчас за пределами храма есть те, кто мог бы войти в него хотя бы на очень небольшой отрезок времени, начинающийся с окончания чтения кафизм и открытия Царских Врат и оканчивающийся моментом начала помазания. Сейчас есть те, кто мог бы зайти сюда, в храм, для того, чтобы участвовать в Богослужении, а они только к иконе зайдут приложиться и получить благословение на помазании. Правильно ли это? Да, это уже хорошо. Но, возможно, их мера больше. Неужели все, кто сейчас находится за пределами храма, имеют маленьких детей? Неужели все дети, которые находятся вне пределов храма, настолько юны, что им не под силу простоять эти 15-20 минут? Услышать Евангелие, пастырское слово, соприкоснуться в своём сердце с духовным назиданием и, получив благословение, отправиться домой или продолжить прогулку, пока день ещё не закончился? Об этом я непременно буду говорить с родителями и с теми юными, которые способны меня слышать.

И ещё, дорогие, о чём важном хочу сказать: завтра по окончании Литургии мы с вами будем вкушать просфоры. Я нередко замечал, что вкушаются они людьми без благоговения, часто без крестного знамения. Крошки этого освящённого хлеба падают под ноги, и люди их топчут. Это неправильно, это нехорошо. Важно найти верные слова, не жёсткие и не грубые: можно ведь так сказать, что человек больше никогда не будет вкушать этот хлеб. Это не обычный хлеб: это не просто освящённый хлеб, это тот церковный хлеб, который приготавливается для службы, и частичка этого хлеба, вынутая из просфоры, полагается в Чашу с Телом и Кровью Христовыми со словами: «Отмый, Господи, грехи поминаемых зде нами Кровью Своею Честною молитвами святых Твоих». И к освящённому хлебу – тому хлебу, который участвует в Таинстве, в удивительном сакральном действии, – отношение должно быть, конечно, благоговейным и внимательным.

Дорогие, прошу вас внимательно воспринять сказанное мною сегодня и на всех вас призываю Божие благословение!

Протоиерей Андрей Алексеев