Проповедь в Неделю Всех Святых. 25 июня 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
25 июня 2016, суббота

Дорогие братья и сёстры, всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Воскресным днём, с Неделей Всех святых, их же и память ныне совершаем!

Можно сказать, что у каждого из нас сегодня день тезоименитства. Над чем в этот день стоит задуматься? Пора летняя, и каждый из нас пользуется возможностями передвижения или ускорения в каком-либо своём деле – в этом есть некоторое удобство, позволяющее нам быстрее достигать своих целей. Но насколько хорошо это удобство и хорошо ли оно вообще? Немало разговоров и рассуждений на эту тему можно найти у людей святой жизни. Важно всё поставить на свои места: различные технические удобства и то, что именуется техническим прогрессом, должно быть правильно осмыслено. Сев на трактор, можно вспахать поле, засеять его пшеницей, накормиться хлебом и поделиться им с нуждающимися. Сев в автомобиль, можно успеть в то место, где кто-то нуждается в поддержке и помощи. Но разве не Господь даёт рост семени, а умирающему – возможность дождаться священника, спешащего принять его последний вздох?

Конечно, наша жизнь требует от нас наличия некоторых средств, и здесь важно, как это говорится на современном языке, «не передёргивать», иначе можно дойти до тех крайностей, в которые лучше не впадать, ибо важен путь средний – царский. Вместе с тем, многие Святые отцы, а среди них и преподобный Макарий Оптинский, утверждают, что при всех удобствах, которые мы имеем от новшеств техники, наша зависимость от них становится всё больше и больше. А ведь это не только в XX-м, XIX-м и XVIII-м веках говорилось, это говорилось и в более ранние времена: рассматривая историю Ветхого Завета, мы видим, что и город-то возник как некоторая возможность доказать – кому? – что ты «можешь сам». Что ты можешь отделиться от тех традиций, которые были свойственны людям, жившим в ту эпоху.

Мы с вами рассуждаем о технике в наших руках, и вместе с этим и о том рабстве, в которое попадает человек, когда начинает всё больше и больше проваливаться в состояние, порабощающее его удобствами жизни. Трудно ему, не ведавшему сложностей, понести порой даже маленькие неудобства.

В одном советском фильме известный актёр, игравший положительного героя, столкнувшись с беззаконием, с воровством, решил расстрелять того, кто украл мыло. И был остановлен простым, но более опытным бойцом, который спросил у него: «Товарищ лейтенант, а вы не голодали?» Порой в нашей жизни бывает необходимо остановиться и посмотреть, от чего вкушаем мы, чем заражаемся и так ли быстро и скоро можем, расправившись с чем-то внешним, преодолеть внутреннее? Мы не можем не быть внимательны к тому, чтобы аккуратно ограничивать себя в некоторых удобствах нашей жизни. Иначе, привыкнув к этим удобствам и вдруг лишившись их, человек начинает роптать, унывать, нередко – осуждать, и состояние осуждения может стать новой формой его жизни. Потребность получить сейчас же что-то удобное, при невозможности добиться этого, вызывает у нас страшное раздражение! А если задуматься о том, что мы имеем? Отцы Церкви советуют нам благодарить Господа за то, что у нас есть. Не роптать на отсутствие чего-то в нашей жизни, а благодарить за то, что мы имеем так много.

Рассуждая об удобствах, мы должны быть внимательными и осторожными. Летняя пора – время, дающее нам возможность в чём-то расслабиться больше, чем в другое время года, когда у многих людей больше работы. Чем заполняет человек освободившееся время? Что он читает, что он слушает? Чему он отдаёт свою душу? Впереди у нас Петровский пост. Да, он не строгий, но всё же и в нём есть свои ограничения в отношении пищи и времени, при правильном распределении которых можно получить больше пользы. Но ведь можно и сильно расслабиться. Я вновь и вновь повторяю одно и то же, но – увы! – это по-прежнему актуально. Нередко вернувшийся из дальних или из ближних странствий человек приходит на исповедь, раскрывает свою душу и плачет о том, что расслабился и пал, что перестал поститься, что, получив от Бога средства для отдыха, он забывал Его благодарить. Устав отдыхать, он не читал вечернего правила, не понуждал себя ежедневно открывать Божье Слово и поднимался без молитвы. Он пропускал воскресные службы.

Знаете, я был потрясён, когда ещё в самом начале своего пути у Престола Божьего мне довелось присутствовать при разговоре двух священников, которые собирались в отпуск и в планах у которых воскресной службы не было! Я подумал тогда, что они шутят, и поинтересовался, действительно ли это так. «Но мы же в отпуске! – сказали они. – Мы же должны отдохнуть!» К сожалению, подобные примеры есть в жизни у многих. В жизни священнослужителей, к счастью, это является редкостью: после этого разговора я только один раз встречался со священником, который «отдыхал» во время отпуска и пропускал воскресные службы. Больше подобных случаев в моей пастырской практике не встречалось.

Но вот случаи с мирянами, которые уезжают отдыхать и даже не ищут возможности собраться на молитву… Они заказывают дорогие трансферы, они оплачивают возможность комфортно провести время в далёких и ближних странах и даже совсем недалеко. И, уезжая из дома, они не ищут возможность прийти в воскресенье на Литургию. На вопрос «Почему?» они совершенно искренне отвечают: «Вы знаете, но ведь – дача. Но ведь – огород. Но ведь – море. Да нет там храма».

А что ты ехал туда, раз там храма нет? Ты не мог в другое место поехать? Ну, покопался бы, посмотрел, поинтересовался бы у туроператоров, они предложили бы тебе другие варианты, не менее «комфортные», но с храмом. Ты потратил столько денег на то, чтобы не поститься в среду и пятницу? Ты «в путешествии», ты «не имеешь возможности»… А ты её искал, эту возможность?

Помню случай с одной семьёй, церковные люди. Пришли и спрашивают благословения – по привычке, как потом оказалось – и говорят: «Батюшка, но мы поститься не будем, мы уезжаем в путешествие». Я поинтересовался, сколько стоит их поездка, и спросил: «Скажите, а в тариф, который вы сейчас назвали, вы включили пост?» – «Нет». – «А вы могли бы это сделать?» – «Да в принципе, да, батюшка, но мы же путешествующие». – «А если попробовать?». И они рискнули. В первый раз. Эти уже немолодые люди, уже не первый год живущие церковной жизнью, но на отдыхе забывающие, что они христиане. Они вернулись из Греции и признались, что никогда в жизни вот такого – с постными днями – отдыха у них не было. И погода была хорошая, и не обгорели, и их не обокрали. И самолёт улетел вовремя, и вещи не пропали – какое странное стечение обстоятельств, наверное, случайно так произошло? Отнюдь.

Мы с вами находимся в пространстве, где каждый миг нашей жизни у Господа заметен. В каждом шаге нашей жизни Он поддерживает нас и ждёт нашей готовности хоть немного потрудиться в движении навстречу Ему. В том числе и во время отдыха. Когда у человека есть возможность уделить внимание своему здоровью – это ведь тоже Божий дар. Но когда порабощённый страстями человек не отрывается от своих гаджетов, когда человек, получив от Бога средства, не борется и не молится и тратит эти средства на возвышение своих страстей и принижение жизни добродетельной – правильно ли это? Не стоит ли задуматься над тем, как мы проведём это время, лето, которое уже наступило и которое очень быстро закончится? Чтобы не оказаться стрекозой из басни Ивана Андреевича Крылова, которая «попрыгуньей лето красное пропела» и не собрала тех сокровищ, которые важно было собрать к осени. К осени своей жизни, дабы было, что Богу показать. С чем пришёл, каковы плоды? Что посеял – то и пожинаешь…

Давайте будем трезвиться, дорогие братья и сёстры! Призываю вас иметь меру в заговенье, а в посте Петровском вести себя с рассуждением, чтоб потом не было стыдно приходить на исповедь и опускать глаза от того, что были невнимательными и беспечными. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев