Проповедь в праздник Вознесения Господня. 8 июня 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
8 июня 2016, среда

Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!

Дорогие братья и сестры, мы с вами прошли сорокадневный путь от Воскресения Христова, от дня Светлой Пасхи, до сегодняшнего дня, когда Церковь празднует Вознесение Господне. И те из нас, которые имели радость в Святой Земле, в Иерусалиме подниматься на Елеонскую гору, помнят место, где совершилось это чудо, зримое святыми апостолами. Чудо Вознесения Господа и призыв к человеку вознестись над своими страстями и, уверовав в Бога, обрести ту желанную помощь от Господа, с которой человек должен сражаться с тем, что в нем не так.

Состояние, которое переживали апостолы в течение сорока дней, было совершенно особым – это было время научения, время возможности вместить в свое сердце тайны Царствия Божия, которое «…внутрь нас есть». Это Царствие открывается только тогда в нашем сердце, когда в нем есть мир. Но мир не в понятии вселенной или времени, а мир как состояние. То мирное расположение духа, в котором только и возможно человеку познавать Бога. Если нет у человека мирного духа, тогда нет и нужной почвы, на которой семя веры, упав, может и должно принести добрые плоды.

Мы только что слышали с вами слова в Евангельском повествовании о важности для человека иметь веру. «Если кто имеет веру и крестится, спасен будет, а тот кто не имеет веры – будет осужден». Как правильно понять это высказывание Божественного Спасителя? Имеет веру тот, кто добровольно решил следовать Его заповедям, деятельно и свободно доказывая Богу эту готовность образом своей жизни и мысли. И та печать, которую когда-то нанесет антихрист по воле человека на его чело или на руку – это, по святоотеческому учению, будет согласие человека разделить с антихристом его законы и его правила жизни.

Здесь в Евангелии сказано о том, что каждый из нас призван учиться разделять с Богом Его Божественный закон – тот закон, который предполагает, что человек для начала будет внимателен к тому, что с ним происходит. Потому что можно быть возле истины, возле Самого Господа – и ничему не научиться. Можно вкушать длительное время от правды, а потом столкнуться с испытанием, с искушением, которое всякого посещает, и руки опустить, впасть в состояние гнева на ближнего, утратить мир. Можно видеть чудеса, можно напитываться Божественной милостью, пользоваться Его благами, а потом столкнуться с малым препятствием – и не иметь готовности преодолеть его, а начать искать кого-то виноватым в этом. Разве нам с вами не свойственно это состояние?

Сегодняшнее Евангельское слово – призыв к человеку возвыситься над всем этим. А как можно возвыситься? Разве сам он в состоянии это сделать? Нет. Вот поэтому Господь и пришел в этот мир, чтоб помочь подняться. И чтоб произошло это подъятие Богом человека, необходима его, человека, готовность укорить себя и себе не доверять. Чем больше в нас наша гордыня (а она есть в каждом), тем труднее нам Богу доверять. Чем меньше готовность слышать и на деле являть стремление смиряться, тем сложнее человеку постичь Божье слово, так как оно не прививается в его сердце.

Мы с вами уйдем этого мира. А потом, в день пришествия Господня, когда совершится чудо и будет Суд Божий, мы все воскреснем. А вот потом мы не все вознесемся, а только те, кто захотели этого, начав здесь путь жизни со Христом. Не тот путь, который казался правильным им самим, а который утверждается Божьей правдой в Евангелии. Тот путь, который Господь начертал – он единственно правильный, но встать на него без готовности потерпеть, без желания преодолеть трудности, которые непременно будут на пути человека, невозможно. Только в преодолении трудностей можно приобрести навык, опыт, а затем, преодолев препятствия, приобрести венец Божьей славы. Ибо без трудностей, без борьбы, без войны, без преодоления, нет награды. Именно к этому пути призывает нас Господь, благословляя каждого из нас. Путь, начертанный Им, – это путь Евангелия. В жизни каждого из нас непременно должно исполниться то Евангельское слово, идя по которому, мы начинаем замечать, что повествование Священного Писания имеет к нам прямое отношение ещё и потому, что в нашей жизни должны произойти события, которые описаны здесь, в этом Божьем слове. Они преломляются в нашей жизни, и мы можем на примере святых праотцев, на примере людей, живших до пришествия Иисуса Христа и после, в современное время вставших на путь веры, увидеть, что если и мы на тот же путь встанем, то и с нами будут происходить те же события, которые в Евангелии описаны. И те из вас, которые внимательно читают ежедневно Божье слово, замечают, как оно действенно в нашей жизни. И тот, кто читает, знает, что важно это делать каждый день и руководствоваться в жизни и в мысли этим словом, чтобы оно стало постепенно навыком нашего поведения – конечно, через преодоление себя. Ведь наше падшее естество требует другого, оно сопротивляется, но если мы не будем ежедневно поливать почву нашего сердца, то нам невозможно будет постичь Божье слово.

Сорок дней прошло после дня Святой Пасхи. Мы с вами, вкусив от отдания дня Воскресения Христова, вступили в новый период Церковного года. Каждый из нас призван с Богом вознестись над суетой этого мира – осознанно, искренне, по доброй воле. Получив Христа в поддержку, каждый ощутит удивительную радость от того, что испытает живую связь с Тем, Кто его любит и знает, куда нужно идти этому человеку. Будем внимательны, дорогие братья и сестры, к тому миру, который Господь желает в нашем сердце насадить. Это очень важное состояние, и мы с вами призваны хранить его. Для этого нам нужны средства, и Церковь преподает их человеку в Таинствах, вкушая от которых, человек преображается. Будем аккуратны, чтобы иметь готовность укрощать свой нрав. И тому, кто желает одолеть этого зверя в себе и призывает Христа в поддержку, Бог, конечно, поможет.

Сегодня уже наступил день Вознесения – будем же осторожны в нашем движении по пути земному для того, чтобы, изучая правила подъема наверх, а также технику безопасности духовной жизни, постараться иметь рассудительность в этом подъеме и научиться пользоваться данными от Господа средствами, чтобы достичь духовной радости.

С праздником, дорогие!

Протоиерей Андрей Алексеев