Проповедь в Родительскую субботу 26 марта 2016 г. (Литургия)

Дата: 
26 марта 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, одно из трех уставных поминовений усопших, совершающихся Великим постом.

Просматривая Богослужебные указания, где для священнослужителей предлагается схема положенного на этот день чинопоследования службы, я обратил внимание на слова молитвы поминовения усопших. В ней говорится о наших сродниках, о наших предках, о наших праотцах.

Входя в пространство Великого поста, многие из нас свободно и добровольно решили открыть Священное Писание и вместе его читать. Чтение Ветхого Завета для многих оказалось первым в жизни и породило немало вопросов, что естественно, так как то время отличается от сегодняшнего настолько, что несведущему человеку представить реалии той жизни невозможно. Тогда из среды погибающего народа Бог выбирал один народ, которому Он должен был дать Свой Закон. И этот отбор был только по одному качеству: по готовности слышать Бога. Настолько люди были развращены, что Бога слышать мало кто хотел, никто хотел. Но шанс оставался у каждого человека: перед нами разворачивается трагедия человечества, когда Бог отсекает ветви, не могущие плодоносить и которые, более того, могут заразить весь сад.

Когда святому Иоанну Кронштадтскому приносили причащать детей, то он одних причащал, а другим говорил «Унесите этого змееныша». Он уже тогда провидел в них богоборцев и гонителей, разрушителей храмов, будущих убийц. Каково это было вместить родителям и предстоящим на службе людям? Одних причащает, а других нет. Это мог видеть только воистину святой человек. И понять это может только верующий человек.

Мы мыслим с вами по-человечески, и горизонты нашего понятия духовной жизни могут быть очень недалекими. Есть рассуждение у святителя Николая Сербского. Он пишет о «притупленности» человека. Это не оскорбление. Есть понятие «остроты» и «затупленности». Есть оно и в вере. Можно быть настолько земным человеком, настолько уже зараженным страстями, что, как рассуждают Святые отцы, толкователи Священного Писания, «все помыслы человека могут быть направлены к злу». Не только действия, а все помыслы направлены только ко злу – вот такое обесовление.

Сегодня ревнители сатанинского нечестия проповедуют безнравственность. Мы их знаем, мы их видим, а еще мы их чувствуем. Развращенного человека чувствуешь. На этой неделе я общался с одним развращенным человеком, и он мне врал о своем благочестии. И я понимал, что он врет. Он не исповедовался, нет, он пытался оправдаться. И это был священник. Там в Писании сказано, что Бог убил двух сыновей священника за то, что они внесли чужой огонь в алтарь. Чужой огонь! И только Бог судит. Он не оставил священнику такого права, Он Себе взял его.

Мы читаем в Священном Писании Ветхого Завета «…и приложился Авраам, Исаак, Иаков… и приложились они, Иисус Навин, к отцам своим, к роду своему…» К какому роду? К каким отцам? Речь идет о праведниках. На западной стене больших храмов нередко изображают Страшный суд. Заметим, что люди там стоят группами. Мы отвечать будем родами своими. Священникам Господь открывает тайны сердца человеческого, и можно просмотреть, как последствия грехов родителей ложатся на детей. А если нераскаянный грех? Как нередко бывает, родители требуют от своих детей, не борясь со своими грехами, истязают их, кричат жестоко, сами находясь в глубоком непослушании Богу. А сколько воздыханий людей приходится слышать в эти дни о том, что сами они обижали своих родителей, унижали своих бабушек, полагали, что дедушка их не любит, оскорбляли их...

Три раза за Пост Церковный устав предлагает нам войти в пространство молитвы за своих успоших. Более того, настолько глубокая и прямая связь, так они чувствуют нашу молитву, что нам даже трудно это представить! И антенна – это Церковь. Отсюда идут волны туда, через Христа, силой Святого Духа. И если мы на эту волну настраиваемся, они там это чувствуют: и наше покаяние, и наш образ жизни. Та правда, которая откроется нам в ином мире, нас поразит, а вместе с тем, кого-то разочарует, потому что все это он мог услышать здесь – может, не в такой полноте: там, конечно, мы яснее всё увидим. Но в преддверии этого виденья и веденья мы должны находиться уже здесь. И если вне Церкви находиться, если умом не погружаться в слово Божие и не изучать его, не взять толкование на Священное Писание, то ты сам погибнешь, будешь испепелен, и не Бог уничтожит тебя, нет – ты сам себя уничтожишь.

До последнего мига Бог зовет: «Опомнись, сынок!». И Ангел стоял перед Гоморрой и Соддомом и ожидал: ну где, ну кто выйдет еще из города? Никто не хотел выходить: «Мы хорошо и здесь живем». Развращение человека совершается постепенно, шаг за шагом. А потом он уже раб всего этого, и отступиться ему уже трудно. Приходится или врать, или каяться. Но постепенно и это уйдет. И тогда всё – даже помыслы – это всё будет зло. Почему Господь и уничтожил всю цивилизацию во время потопа. Всю.

Сто лет строил Ной свой ковчег, а его считали больным, безумцем: «Он строит огромный корабль, чтобы спасаться, а мы-то все хорошо живем! Вот безумец, фанатик!»

«В храм ходит, причащается, исповедуется, детей своих приобщает к посту» – восклицает сегодняшний безумец. А ковчег был прообразом Церкви, и Причастие является плодами райского Древа Жизни. Мы утратили это Древо. Пришел Господь, пострадал, очистил, возвысил нас, открыл Небесное Царство для нас, только входи. Всё дал. Дал Церковь как место спасения. «Ковчег? Безумцы, куда они идут?»

Вы знаете, постом всё обостряется. И беззакония – более утонченные, страшные, но и наказание непременно будет. Потому что отказ от Бога – это смерть, а уход из ковчега – это слепота. И чем безудержней наслаждение, тем страшнее разочарование от того, что не получил человек того, что в нём искал.

А вот наши предки там – они ждут от нас, войдем ли мы на борт этого ковчега, поднимемся ли сюда. Они правду-то уже знают, они в ней живут. Но для кого-то жизнь в правде там настолько болезненна, что это ад. От света Божественного им невыносимо, и они страдают в аду. А те, кто согрелись и вместили это безумие, они в свете – им хорошо. От одного и того же одним тяжко и невыносимо, и они кричат: «Не кропи святой водой, уйди со Святыми Дарами, не подходи ко мне». А другие принимают и просят: «Приди, дай, я готов!». Определиться нужно будет каждому человеку. И любому из нас Господь много давал и еще даст такую возможность, и до последнего будет взывать к нам. Но если человек не захочет, тогда власть над ним берет другая сила и мучает этого человека. И эти муки нам с вами очень знакомы.

Я хочу вам предложить попытаться помолиться сейчас за своих усопших предков. Не постоять, думая о ногах и о том, что там дома, и о том, сколько еще нужно здесь быть. Кто не готов – лучше выйти. Давайте мы с большим вниманием отнесемся к словам, написанным праведным автором панихиды, преподобным Анделосом Киром. В этом тексте – вся история человечества.

Сегодня – День поминовения усопших. Не все пришли помянуть своих сродников. Но мы-то здесь с вами. И если посчитать количество всех, кто сегодня в храмах, то пока еще мы можем стоять с вами, пока еще не сжигается этот город, и нам не предлагают его покинуть, и в нем можно жить. И приняв этот свет в сердце, каждому нужно нести его на то место, где непременно будут люди, желающие этого света. Жив Господь в нашем сердце. А если жив – это огромная радость, и ее чувствуют в том мире покойные. Они с крепким упованием смотрят сюда, как мы живем, куда мы пойдем.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев