Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 6. 11.12.2015

Дата: 
11 декабря 2015, пятница

Дорогие друзья! Братья, сестры! Мы продолжаем с вами изучение книги Деяний Святых Апостолов. И сегодня мы займемся изучением пятой главы, которая начинается словами:

«Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов».

Что мы видим в этой ситуации? Мы видим, что в то время, когда многие жертвовали на дело Божие, некий Анания, в согласии со своей женой Сапфирою, решил совершить пожертвование, как жертвуют все, но некою цену они утаили. В чём проблема?

Во-первых, они могли ничего не жертвовать. Это было их полное право. Во-вторых, они могли жертвовать столько, сколько хотели. Собственно говоря, в Библии говорится о десятине – о том, чтобы пожертвовать всё, об этом не говорится. Единственный случай, когда об этом говорит Христос, это когда Он общается с богатым юношей, который спрашивает: «Что мне сделать, чтобы спастись?», и Господь указывает ему на Божий закон. И юноша говорит: «Все это я исполнил от дней юности своей». И тогда Христос ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, раздай всё, что имеешь и следуй за Мной». То есть, раздать всё – это даже не путь спасения. Это не требуется для спасения. Это путь совершенства. Но этот юноша имел очень большое имущество, и он отошел от Христа. А здесь никто не требовал от Анании и Сапфиры, чтобы они принесли всё. Но они решили создать видимость того, что они, подражая совершенным, сами будучи несовершенными, приносят всё, что имеют, в общую собственность Иерусалимской коммуны.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если же взявший из своего – святотатец, то гораздо более взявший из чужого, поэтому не подумайте, что если теперь не бывает этого, если наказание не следует тотчас, то будто и остаётся без наказания. Видишь ли, как он обвиняется в том, что сдав, свои деньги, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав, пользоваться ими как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему берёшь их после того, как обещал отдать всё? Вот как с самого начала дьявол действовал среди столь великих знамений и чудес. Или лучше, как тот Анания был ослеплён, так, возлюбленный, знай: святотатство очень тяжко и исполнено великого неразумия. Мы, говорит, не принуждали тебя ни продавать, ни отдавать деньги после продажи, ты решился на это по собственной воле. Для чего же ты украл из священных денег?»

Здесь Златоуст открывает еще одну грань благотворения: те деньги, которые мы жертвуем другим людям или на Церковь Божию – они приобретают статус священных денег. «Святое» на еврейском языке означает «посвящённое, выделенное, отделённое». И по Закону Божию человек должен был отделять от всего своего дохода десятую часть. И, Златоуст рассуждает, если эти согрешили, утаив своё, то ещё более наказывается тот, кто крадёт чужое. Но наказание Анании и Сапфиры было сразу. Златоуст говорит: «Ты не удивляйся, что ворующий теперь не получает наказания сразу». А действительно, а почему? Ведь далее мы увидим, что Анания и Сапфира погибли за такое святотатство. Боюсь, много людей, которые грабят собственную страну, грабят чужие страны, обворовывают целые народы – они благоденствуют. Здесь надо понять общий принцип, что со своих Господь спрашивает намного строже, чем с посторонних.

Про Моисея Боговидца мы знаем, что, когда Бог избрал его идти в Египет вывести народ Божий и он отправился сначала со своим семейством, то, когда на ночь он остановился с женой и детьми отдохнуть, Господь явился и хотел убить Моисея, сказано в Библии. За что? Моисей не совершил обрезания своих детей. Как будущий вождь еврейского народа мог бы выглядеть в глазах этого народа, если он сам не соблюдал Божий Закон? И Сепфора, мудрая жена Моисея, которая была обращена из язычников в истинную веру, она побежала, взяла каменный нож и быстро обрезала свих детей, двух сыновей Моисея, и бросила обрезания перед Моисеем. И сказала: «Ты теперь жених крови». То есть: «когда-то ты меня сватал, теперь я спасаю твою жизнь».

И некоторые удивляются: почему Господь, Который призвал Сам Моисея, не растолковал ему вот это обстоятельство: «Ты должен это сделать, это должен сделать, это должен сделать»? Бог учит нас, чтобы мы внимательно относились к тому, как мы поступаем, особенно если в этот период нашей жизни мы совершаем какое-то служение Богу. Например, человеку дали послушание, а он находится в состоянии, не дай Бог, смертного греха. И он не спешит исправить эту ситуацию, он не спешит пойти поисповедоваться. А ещё хуже то, как поступают Анания и Сапфира: они продают имение, но часть денег оставляют себе. На какой случай? На чёрный день, как сейчас сказали бы. Этим самым они обнаруживают недоверие Господу. И чёрный день наступает для них в тот самый день, когда они совершают такое лукавство.

«Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть (некоторую часть) принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал…» – Апостол Петр видит Духом Святым состояние человека. – «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».

Вот Апостол Петр подтверждает эту мысль, которую я уже озвучил. Они могли вообще ничего не продавать. Ходить на христианские собрания, участвовать в литургической жизни Церкви. Но, видя ревность некоторых христиан, как те действительно продавали всё и отдавали на общие нужды, так, что никто ничего не называл своим, но всё было у них общее (общее – это коммуния), им захотелось оказаться в таком положении. Точнее, выглядеть такими. Выглядеть такими. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, что можно казаться христианином, а можно быть христианином. Какая разница между тем, когда мы кем-то представляемся, или кем-то кажемся, или мы являемся кем-то по существу? Это огромная разница. Тот, кто хочет кому-то что-то доказать, показать, этот человек обеспокоен вниманием людей, а тот, который хочет кем-то быть, он хочет кем-то быть в глазах Бога. Ибо мы никто и ничто без Бога, и можем быть кем-то или чем-то только во Христе и со Христом.

Беда Достопочтенный в своём изложений Деяний Апостолов пишет: «В другом переводе, согласно греческому подлиннику читаем: «Анания, почему сатана наполнил сердце твое!»

Здесь следует заметить, что душу и ум человека не может наполнить своей субстанцией никакое творение, но только сотворившая его Троица. Ибо дух может быть наполнен теми, кто сами сотворены, только в отношении действий и воли. Поэтому сатана наполняет чей-либо ум и сердце, не входя в него и в его чувства, а, так сказать, вступая во входную дверь сердца. Ведь эта власть принадлежит лишь Божеству. Но, словно некий хитрый, негодный, коварный и лживый обманщик, с помощью помыслов и побуждений к порокам, он вовлекает человеческую душу в те злые чувства, которыми полон сам. Итак, сатана наполняет сердце Анании, не входя в него самого. Не входя в него сам, а вливая в него яд своей злобы.

Действительно, в Библии есть текст, где сказано о том, что только Дух Божий и дух человеческий знают о том, что есть в человеке. То есть, вот те мысли, которые у меня сейчас в голове, или у каждого из вас, – их знает только Дух Божий и вы сами. Дьявол не может читать наши мысли, духи зла – они могут только наблюдать со стороны за нами, они не могут всецело контролировать нас. Да, человек может быть одержим злыми духами. Например, Святитель Иоанн Златоуст состоял в переписке с неким бесноватым, которого звали Феодор. Он был боярин Феодор, министр, православный христианин и при этом бесноватый. Златоуст писал ему увещевания, и в тех увещеваниях он говорил: «Ну, ты и бесноватый, ну и что? Ты же любишь Христа, любишь Церковь, а что меняется от того, что вот бес тебя удручает? Тебя смущает то, что во время службы бес тебя прямо на пол бросает, ты трясешься и тебе неудобно от этого состояния бесноватости. Но представь себе: если человек идет по улице, а кто-то подходит и толкает его на землю, кто виноват? Тот, кто упал, или тот, кто толкнул? Конечно, вина не на том, кто упал, а на том, кто толкнул». Это ситуация с хронической одержимостью.

Но Анания и Сапфира приняли помыслы дьявола в своё собственное сердце. То есть это было их добровольное решение. Когда, например, мусульмане хватают в плен христиан, они никогда не сдирают крестики. Они говорят: «Сам сними. Ты должен сам снять». И дьявол, когда он хочет нас пленить, он ждёт встречного движения с нашей стороны. Вот почему надо опасаться долго оставаться в состоянии греха. Потому что, когда мы находимся в состоянии греха, двери нашей души и сердца оказываются открытыми. Скажем так, с чёрного ходу. И дьявол может воспользоваться тем, что мы в состоянии греха, и вполне легитимно в такой ситуации ворваться в нашу жизнь, и через разные предлоги контролировать наше состояние. Но в целом, конечно, Церковь не допускала никогда того, что дьявол может превращаться в волка или там медведя. Как некоторые говорят – оборотни какие-то. Святые отцы настаивали на том, что нет преложений у природы, то есть человек всегда остается человеком, Ангел всегда остается Ангелом, Господь остается Господом. Но, принимая дурные помыслы в себя, мы можем оказаться заложниками той страсти, которую лукавый будет подогревать в нас. Может быть, когда Анания и Сапфира продавали свою собственность, у них и не было помысла что-либо утаить. А когда они увидели эту гору золота, они подумали: «А может быть, нам что-то оставить? На черный день?» А Господь говорит – не заботься о завтрашнем дне, довольно для каждого дня своей заботы. Это, конечно, не значит, что мы не имеем права откладывать деньги впрок, некоторые на смерть откладывают деньги. Особенно правильно поступают те, которые на смерть откладывают деньги, чтобы не обременять родных и близких своим уходом. Чтобы они знали – вот помру, вот тут одежда, здесь денежки на гроб, на погребение, всё как положено. На Руси вообще считали, что, если человек готовится к погребению рано, такие люди долго живут. Была такая примета. А тот, который совершенно не думает о смерти, и не готовится – к тому она может прийти совершенно внезапно.

Итак, что происходит далее? Апостол Петр обличает Ананию. И, какая реакция Анании?

«Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это».

То есть слова обличения проникли в душу Анании, он понял, что это не какая-то частность, а что он действительно солгал Духу Святому, потому что Апостолы были исполнены Духом Святым. И он погибает.

«И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили».

На востоке и сейчас принято человека хоронить в день смерти. Желательно до захода солнца. И вы помните, когда Господь умирал на Кресте, то иудеи торопили римлян, потому что солнце заходило, и надо было быстро совершить погребение. Смерть Анании – это, конечно, трагедия. Но эта трагедия связана с неправильной оценкой своих собственных действий. Как мы уже с вами определились, он был волен жертвовать или не жертвовать. Это было его право. Он мог вообще жить на иждивении у Иерусалимской Церкви. Кстати, есть церковные историки, которые считают, что вот это обстоятельство, что Иерусалимская Церковь отказалась от частной собственности, многие отказались, – что это было их самостоятельное решение. Не все могут быть совершенными, и это потом послужило кризису этой общины. Потому что, когда мы читаем послание Апостола Павла, там Апостол Павел постоянно хлопочет: «Давайте помогать христианам Святой земли, давайте помогать Иерусалиму, давайте помогать православным евреям». Дело в том, что нет прямого указания Господа, что они должны были так поступать. Можно сказать, что это был рецидив неофитов. Неофитизм – это когда человек обращается к Богу, его переполняют чувства, это очень светлое состояние, оно называется состоянием первой любви, но оно, такое состояние, бывает и безрассудным. Неофиты, к сожалению, бывает, воспламенятся чем-то, а потом очень быстро всё теряют. И те люди, которые с детства верующие, – они как-то поспокойнее. Но, в любом случае, проблема Анании заключается в неправде. Сказано, что «всякая неправда есть грех».

Я вам рассказывал о том, как один день я решил не врать? Рассказывал? Нет? Не помните? Я тогда расскажу.

Я однажды решил один день не врать. Я вот прочитал – в Библии написано: «всякая неправда есть грех». Я решил – вот один день я буду не врать. Потому что я проанализировал свою жизнь и понял, что я очень часто говорю неправду. И вот. А я тогда снимал квартиру у одной благочестивой женщины. Я с утра встаю, помылся, привел себя в порядок, помолился, иду к столу, она мне ставит покушать, я ем, она спрашивает:

– Ну как вкусно?
– Нет, недосолили, – говорю.
Я в другой бы ситуации смолчал или сказал бы: «Все нормально. Хорошо. Как всегда отлично». Она так на меня посмотрела:

– А как вы себя чувствуете?

Я говорю:
– Ну, с утра вроде нормально было. А вот сейчас что-то такое, не очень. Неудобство какое-то внутреннее.

Она расстроилась, значит, дала мне чаю. Я попробовал чай. Она говорит:
– Ну, чай то, нормальный?

Я говорю:
– Нет. Не нормальный.

Она говорит:
– Почему?

Я ей говорю:
– Ну, я же вам говорил. У меня диабет. Мне не надо сладкое добавлять.

Я поставил чай назад. Извинился.
– Ну, извините, что не так. Я поеду в храм.

В этот день я был помогающий. Приезжаю я в храм. Отец настоятель меня спрашивает – а он служил Литургию, отец Борис Гурзляков, это храм Всех Скорбящих Радости на Ордынке, – он у меня спрашивает:
– Ну как у тебя, это, сахар нормально? Замерял?

Я говорю:
– Да нет, я забыл измерить.

– А как чувствуешь?

Я говорю:
– Да не очень хорошо.

– Что ты такой кислый? – настоятель мне говорит.

Я говорю:
– Да поел, всё такое было неправильное.

– Ну, ты какой-то привередливый.

Я пошел на исповедь. Там тоже несколько таких моментов, значит, произошло неудобных. В середине дня мои чада духовные начали созваниваться друг с другом: «С батюшкой что-то произошло».

Настоятель звонит хозяйке и говорит:
– Может, у него сахар высокий? Или очень низкий – гликемия. Это тоже очень опасно.

А я уже замерил сахар. У меня там при храме было, как замерить. Настоятель меня поймал и говорит:

– Надо сахар регулярно замерять.

Я говорю:
– Сейчас замерил.

– Ну, как?

– Ну, так. Не очень.

Здесь подходит ко мне отец протодьякон. Он уже в курсе, ему там настоятель рассказал, что со мной что-то произошло. Говорит:

– Может мы тебя, чем обидели?

А я помню, как во время воскресной проповеди, чтоб я подсократил ее, он там начал в алтаре кашлять. Я говорю:

– Ты помнишь, в воскресенье... – я бы в другой ситуации ему даже не напомнил бы об этом, – я проповедь говорю, а ты там начал так дипломатично кашлять, чихать, понимаешь ли, чтобы я закруглялся побыстрее. Вот мне неприятно было…

Настоятель аж вздохнул, перекрестился.

Приезжаю домой, там сидят чада духовные с хозяйкой. Так на меня странно посмотрели.

– А, это, батюшка, может, покушаете?

Я говорю:
– Да я, вообще-то, устал…

– Но ничего, что мы приехали?

А у меня такая мысль внутри: «Я отдохнуть собрался, поспать. А тут народ понаехал». Я думаю: «Ну, если не врать, так не врать».

Я говорю в лоб всем:
– Вообще-то, я собрался поспать. А вы тут приехали, понимаешь ли, какая-то ложная паника.

В общем, под конец дня благочинный звонит. Говорит:
– У вас гликемия. У моей жены такая же ситуация бывает. Это может быть не высокий, а низкий сахар. Вам, может быть, даже врача надо вызвать. Я говорю:

– Я завтра все объясню.
– А что тут можно объяснить? Очевидно, что что-то происходит с вами.

И я дождался, когда этот день закончился. Утром я обзвонил всех, кто был в курсе этой ситуации, и все рассказал. И что интересно, все даже растерялись и не знали, как к этому отнестись. А настоятель, так он вообще сказал:

– Да, действительно, мы иногда из деликатности очень многое недоговариваем. Может быть, ложь является грехом, когда она имеет в виду какое-то коварство. А если из деликатности… Даже не знаю. Правильно ты поступил, неправильно?

Я настоятелю говорю:
– А вы что, теперь благословляете меня врать?

Он говорит:
– Ну, промолчи хотя бы. – Потом подумал и говорит: – Ну да, если ты промолчишь, вообще подумают – обиделся. Ну, ты так, знаешь, поскромнее. Мало ли, что нам не нравится. Мы тоже кому-то, может, не нравимся.

Поэтому здесь надо понять, что есть как бы ложь, которая из деликатности. Например, человек не хочет расстраивать своих близких, да? Детей. Они говорят:

– Ну как ты себя чувствуешь?

Человек говорит:
– Да, получше, да не волнуйтесь, Бога ради. Все в руках Господа.

А у человека боли могут быть реальные в это время. А проблема Анании и Сапфиры – что они решили выглядеть кем-то, но не быть кем-то. То есть, здесь была попытка имитировать, что Дух Святой действует в их сердцах, и они ищут не просто спасения для себя, а путь совершенства. И кончается всё это очень плохо для Анании. Юноши из Иерусалимской общины совершают его погребение.

Далее говорится:
«Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся».

Приходит его жена Сапфира. Она не в курсе того, что произошло. Теперь Апостол Петр обращается к Сапфире: «Петр же спросил ее…»

Вот здесь возникает вопрос. А не осуществляет ли Апостол Петр здесь провокацию? Конечно, нет. Апостол Петр опасается за эту женщину. Он хочет хотя бы в ней найти дух раскаяния, чтобы она проявила искренность и не последовала бы за мужем в хуле на Духа Святого.

«Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько» – ну, они с мужем договорились. – «Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут».

Эти юноши, которые отвечали за погребение, они похоронили Ананию, и они возвращаются к Апостолам. И что происходит с ней:

«Вдруг она упала у ног его…» – то есть у ног Петра, – «…и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это».

Какие уроки мы можем выучить из этой части, этой главы? Во-первых, непонятно, почему погребением занимаются юноши. По еврейским законам того времени, когда совершается погребение, молодых и юных не надо прятать от этой беды. Человек должен с детства осознавать, что в мире присутствует смерть. Более того, в еврейском народе считалось, что есть три основных добродетели:
1. посещать больных в субботу;
2. заниматься сватовством;
3. хоронить умерших.

И у них были такие погребальные команды. В книге Неемии написано, что Неемия ходил и искал косточки людей, чтобы их предавать погребению. И если сейчас по телевидению показывают какой-нибудь теракт в Иерусалиме, обратите внимание: там всегда в таких желтых опознавательных жилетках бородатые люди что-то ищут, копаются. Это погребальные команды, которые добровольно приезжают к месту теракта. И каждую косточку убитого, кровь, все это вымывают, чтобы предать погребению. То есть, к этому и в древности евреи очень серьезно относились. А в христианской общине мы видим, что они самых молодых, юных приучали к этому. Юноша – это «элем», то есть, не просто отрок, а «элем». Потому что отроком иногда называется человек, который не создал семью. В Библии иногда 40-летние называются словом «отрок». А «элем» – это юноша, это действительно молодого возраста человек.

Другой урок, который мы можем выучить из этой ситуации – он заключается в том, что не в каждом случае супруги должны следовать друг за другом. Конечно, очень хорошо, когда между мужем и женой полное согласие. Но согласие не может быть ценою гибели души одного из супругов. В добром, конечно, мы будем следовать за своими женами, за мужьями – это принято, чтобы христианка подчинялась мужу, даже если он неверующий. Но не во всем. И если у христианина жена неверующая, он не имеет права даже ее бросить. Сказано: если верующий имеет неверующую жену, а она хочет с ним жить – не должен бросать ее. Или верующая сестра имеет неверующего мужа, а он хочет с ней жить – она не должна бросать его. Но согласие в семье достигается не путем бесконечных компромиссов. Действительно, во многом мы можем подчиняться нашим супругам, и Церковь очень осторожно относится к таким ситуациям. Однажды был случай, ко мне пришел один мужчина и сказал:

– Моя жена очень часто ходит в храм. Я вот не хочу, чтобы она, особенно в выходные, ходила в храм. Потому что в выходные семья должна быть вместе. В субботу вечером посмотреть вместе телевизор, в воскресенье съездить на рынок с утра. Я и так все дни на работе. Получается, я ее не вижу на буднях, и в выходные она постоянно убегает. В субботу вечером на службу, в воскресенье утром на службу.

А я знал, что эта женщина – она домохозяйка, она нигде не работала. Муж зарабатывал нормально, и он сам был против того, чтобы она где-то работала. Я посоветовался с отцом настоятелем, и мы ей сказали:

– Мы освобождаем тебя от субботней всенощной, от воскресной утренней службы: проводи это время с мужем, это очень важно. У тебя есть возможность приходить в понедельник, во вторник. Он тебя никак не будет ограничивать. Но мир с мужем – это очень важно.

Это допустимый компромисс. А бывает ситуация совсем другая. Бывает ситуация, когда согласие между мужем и женою может обернуться вот такой трагедией. Погибает Анания, а потом погибает его жена Сапфира – потому что они подражали друг другу не в лучшем, а в худшем. В намерении солгать Духу Святому. А это всегда неугодно Богу, как и любая неправда тоже неугодна Богу.

Если вы читали житие великомученика и целителя Пантелеимона, то, наверное, помните, что он стоял перед дилеммой, что его отец был неверующий. Язычник был. А Пантелеимон ходил на христианское Богослужение. Тогда христиане собирались тайно. И отец его спрашивает:

– Где ты сегодня был?

Пантелеимон отвечает:
– Я ходил в царский дом.

Господь Иисус Христос – Царь царей. Значит, храм, где собираются в Церковь, – это царский дом. Все христиане, как Апостол Петр пишет, Царственное Священство. Отец его спрашивает:

– А что ты там делал?

Он говорит:
– Мне там невесту хотят найти, подругу царя.

– А как ее имя?

– Ее зовут София.

София – это Премудрость Божия. А так как Пантелеимон был оглашенный, в то время он был юный, он изучал Премудрость Божию. Как бы обручился с мудростью Божественной. Вот это пример того, как, казалось бы, внешне он не называет вещи своими именами. Но он нигде не лжет. Он боится лжи. Или давайте вспомним, как хитростью Иаков получает благословение от своего отца Исаака, слепого уже Исаака, вместо Исава. Мамочка подговорила сына любимого, услышав, что муж хочет благословить этого хулигана Исава, переодеться как Исав, прийти и сказать: «Я Исав. Ты меня благослови». Потому что мамочка услышала, что слепой Исаак сказал Исаву: «Пойди, найди мне дичь и я благословлю тебя. И ты будешь патриархом».

А Иаков напуган, он говорит: «Мама, ну как же я пойду. Я же не Исав! Отец узнает это. И, вместо благословения, будет проклятие». Она говорит: «Тогда проклятие будет на мне. Иди!»

Она его одела, потому что тот на ощупь мог проверить. И вот, во многих изданиях Библии, – кстати, в синодальном переводе тоже, – неправильно ставят запятую. Когда он заходит, то слепой Исаак спрашивает:

– Кто это?

Он отвечает:
– Я твой сын первенец Исав.

Вот так без запятой делают. А это неправильно. Я читал древний комментарий. Там надо делать как:

– Я, твой сын-первенец (то есть законный), Исав. Я принес тебе кушание.

То есть, на в самом деле он понимает, что это неправда, что это обман отца. Имя-то у него – Иаков, что означает: «обманщик». Ему в пророческом озарении дали это имя. Но обманщик не хочет обманывать слепого Исаака. Тот его расспрашивает. Если внимательно прочитать диалог, только под конец он вынужден вот эту неправду из себя вывалить и потом он будет страдать и мучиться за эту неправду. Страдать и мучиться. Он обманул отца. Его обманут его же дети, когда продадут Иосифа в рабство, а скажут – это там хищный зверь растерзал его. Одежды принесут Иосифа, намажут кровью козлиной. А почему через одежды обманут? А он же тоже через одежды обманул отца. На него Ревека одела такие грубые одежды, как кожа Исава, которая была грубая. То есть – зло всегда возвращается. Но одно дело солгать человеку, хотя это крайне неприлично, особенно для христианина, и другое дело – когда кто-то солгал Духу Святому.

И мы прочитали, что после смерти Анании и Сапфиры «великий страх объял всю церковь и всех слышавших это».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому-то никто не плакал, никто не рыдал, но все убоялись. И неудивительно, что когда вера их распространялась, то и знамений было больше и великий страх был между своими, потому что не столько беспокоит нас постороннее, сколько свое. Так, если и мы будем соединены друг с другом, то никто не станет восставать против нас. А если будем разделяться друг с другом, то наоборот – все будут нападать на нас. От того и они, первые христиане были смелы и с дерзновением выходили на торжища посреди врагов и одерживали победы. И исполнилось сказанное: “Господствуй среди врагов твоих!” Тем большую силу их доказывало то, что они делали это, будучи задерживаемы и связываемы, благодатью Божией».

Златоуст высказывает мысль, что «страх великий» мог быть на них, что успех мог быть очень большой. Люди обращаются, чудеса происходят. И вдруг в их рядах оказываются два человека, которые солгали Духу Святому и сразу такая смерть. Тем более члены одной семьи. И Златоуст высказывает мысль: если среди нас самих обнаруживается зло – может быть, такое, какого нет в миру, – то это разлад для нас: мы все можем потерять благословение из-за одного-двух согрешивших. И внешние начнут на нас нападать. Внешние начнут на нас нападать, потому что Бог увидит, что мы сами заслужили наказание. А внешняя агрессия против нас – она будет нас сплачивать. И мы будем больше молиться, поститься. Действительно, когда человек заболеет, диагноз тяжелый или беда в семье какая-то, он больше молится, он более усердно постится. Так бывает. И страх великий потерять благодать Божию. Они везде видели действие благодати Божией – и вдруг такая агрессия. Помните, когда вот было тысячелетие крещения Руси? Сколько людей тогда поехало венчаться, сколько людей крестились, хотя это было советское время, даже начало перестройки, и – какое уважение к духовенству! Любой священник, который шел на выборы, он сто процентов проходил в депутаты. Ну, пока разрешали ему баллотироваться. А сейчас? Отношение к верующим меняется с положительного на отрицательное. Это потому что мы не принимаем духа раскаяния, не работаем сами с собою, чтобы исправляться. Живем, скажем, так, старыми какими-то заслугами. Нет духовного роста, и тогда, чтобы нас сплотить, Господь может наслать на нас неприятности от внешних. Когда, например, появился ислам, в VI веке, то Святые отцы Византийцы писали: «Бог попустил этой апокалиптической саранче выйти из бездны в наказание христианам за то, что христиане расслабились. И Ислам будет побеждать только там, где христианство будет саморазлагаться, и как наказание таким христианам-разложенцам будет побеждать ислам». И действительно, мы видим – Франция. Ведь когда-то Франция дала миру очень многих святых, мучеников, подвижников, аскетов, мы знаем жития этих святых. Испания – там трудился сам Апостол Павел. Англия – мы с вами часто смотрим комментарии Беды Достопочтенного. Но что случилось с этими странами после того, как они расслабились? Происходит их секуляризация, обмирщение, и, как наказание, орды других людей приходят – то есть Господь как бы сгоняет одних людей с земли и заменяет их другими. Такое может происходить только в наказание.

Византия. Это была Православная Империя. Почти полкалендаря святых – это византийцы. Иоанн Златоуст был Патриарх Константинополя. А что теперь там? Никакого Константинополя нет. Там Стамбул, Турция, святыни в пренебрежении. И в Мирах Ликийских – гробница Святителя Николая. Хорошо, что католики украли оттуда его мощи! Кстати, мы празднуем этот день, только у нас он называется не кража мощей, а перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Они украли, они проломили гробницу – эта дырка там и сейчас есть, её видно. И ночью вывезли мощи в Италию. Слава Богу! Греки, кстати, не празднуют это перенесение мощей, они говорят: «Это кража!». Но, когда я в Мирах был, я возблагодарил Бога за усердие католиков. Там собаки сейчас отдыхают, залезают внутрь через эту разбитую плиту, кувыркаются, собачник там. Только когда идут молящиеся, охранник прибегает и их отгоняет. А что бы с мощами было? Их бы сожгли, уничтожили. Осквернили. Действительно, мы должны осознавать высоту достоинства христианского Богослужения. И трепетать перед Богом за то, что имеем, дабы не потерять и того, что имеем.

И мы читаем далее:
«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их».

Апостолы продолжают совершать великие чудеса и знамения. Вот эта трагедия с Ананией и Сапфирой, она никак не сказалась на духовной жизни руководителей Церкви. Мы видим, что они в притворе Соломоновом пребывают. Что такое притвор Соломонов? Иерусалимский храм делился на несколько помещений, и единственное место, куда могли входить язычники – это притвор Соломонов. Почему он называется Соломонов? Может, это связано с тем, что Соломон известен евреям тем, что он приводил язычников к единобожию? Мы знаем, что царица Савская приходила послушать мудрости Соломоновы, и он наставил ее в истинной вере. И Соломонов притвор – это место, где были прозелиты, хотя прозелиты, которые приняли иудаизм, римляне и греки, они могли и дальше проходить. Но были и те, которые еще не стали прозелитами, но интересовались верой, то есть неопределившиеся люди. И христиане находились там. Тогда отличие между христианами и иудеями было незначительное. Во-первых, их еще тогда считали иудеями. А то, что они верили в Иисуса, – так в иудаизме всегда были люди, которые объявляли кого-то Христом. За историю еврейского народа было несколько десятков еврейских лидеров, которых объявляли мессиями, и целые движения возникали вокруг них. Это движения Цаботая, Хаким Луцата и другие. И в те времена были школы разные, и они все между собой уживались. Пуповина между синагогой и Церковью долго не обрывалась. Это не так, чтобы сразу перестали общаться. Как оканчивается Евангелие от Луки, последний стих, – там вообще сказано, что христиане после Вознесения Господа ежедневно пребывали в храме, благословляя и прославляя Бога. Это молитвенный центр для них был – Иерусалимский храм. А здесь они находятся в притворе Соломоновом, чтобы обращать людей в веру.

Иоанн Златоуст пишет: «Итак, земля была уже небом по их жизни, по дерзновению, по чудесам. И по всему они, Апостолы, как Ангелы были предметом удивления, потому что нисколько не взирали ни на насмешки, ни на угрозы, ни на опасности. И не потому только, но и потому, что, как весьма человеколюбивые и попечительные, они помогали одним деньгами, а другим врачеванием тел».

То есть, Апостолы исцеляли людей, они занимались цедакой (цедака – это благотворительность). Я вам уже как-то объяснял, что в те времена считалось, что нищий это мертвый. Если человек нищий – он мертвый. Не потому, что он нищий, а потому, что он не может помогать другим деньгами. То есть, даже богатый, который не помогает деньгами, он тоже считался мертвым. А какой смысл в его жизни? Как покойник лежит один сам по себе, так и человек, который не имеет продолжения своей жизни в других людях. Его жизнь как бы теряет смысл. А Апостолы раздают деньги и врачуют телеса, на чем настаивает Иоанн Златоуст.

Почему сказано «никто из посторонних же не смел пристать к ним, а народ прославлял их»? А кто такие «посторонние»? Скорее всего, имеются в виду предатели, которые могли пытаться внедряться, но, так как Апостолы имели Духа Святого и распознали помыслы Анании и сердечное состоянии Сапфиры, то тем более они видели всяких людей, которых засылали к ним книжники, фарисеи.

«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин...»

То есть те, которые исповедовали иудаизм, были верующие люди, пораженные этим новым управлением, они присоединялись к Апостолам и становились христианами. И так же в этой книге говорится, что и многие священники присоединились к Церкви. Даже те, которые занимали высокое положение в иерархии иудейской – они тоже присоединялись к христианству.

О силе исцеления больных говорится: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них».

То есть, тень Апостола Петра исцеляла людей. И люди это знали, и они предположительно знали, где он будет проходить: каждый день он ходил в храм, в Соломонов притвор для беседы с интересующимися. И вот на пути его маршрута выносили на постелях больных и клали. В начале дня тень будет с одной стороны, в конце дня – с другой, и вот так переносили этих больных. Или бегали за Петром, за его тенью хотя бы, со своими недужными, и совершались исцеления. Вот настолько сила благодати Божией была сконцентрирована в этой общине. И давайте посмотрим, какое объяснение дает нам Беда Достопочтенный:

«Тогда Петр тенью своего тела, видимым образом помогал страждущим. Петр, который и ныне не перестает укреплять немощи верных покровом своего невидимого заступничества. Итак, как Петр является образом Церкви, то сопутствующей себе тенью восставляет лежащих, поднимает их на ноги. Ведь Церковь умом своим, с любовью устремляясь к небесному, проходит по земле словно тень и здесь обновляет временными таинствами и прообразами небесного тех, кого там вознаграждает вечными дарами. Некоторые связывают с этим местом реченное Господом Евангелие, когда Христос говорил: “Верующие в меня, дела, которые творю Я и Он сотворит, и больше сих сотворит”».

Действительно, Христос говорил: «вы будете творить чудеса больше, чем Я сотворил чудес». И действительно, о Христе нигде не сказано, что Его тень исцеляла. С другой стороны, если мы посмотрим 19-ю главу Деяний Апостолов, 11-12 стихи, то здесь находим такие слова: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них».

То есть, даже вещи Апостолов брали – платки, опоясания. Что значит платки? Ему давали платок в руку, или он вытирал лицо, и забирали его, и бежали к больному, и возлагали на него этот платок. Или предлагалось опоясание, он надевал его. Через какое-то время его забирали, и предлагали другое, и бежали, и совершались исцеления. Исцеления болезней не только физических, но и духовных, когда злые духи покидали одержимых людей, испытывая ужас перед одеждой, которая соприкасалась с Божьими служителями. Сейчас, кстати, мы посредственно соприкасаемся с Апостолами, через книгу Деяний святых Апостолов. Вспоминая о них, мы как бы прикасаемся к их жизни, и если мы будем делать это с верой и усердием, нас тоже могут ожидать исцеления, прежде всего духовные. Исцеления, в которых мы все, без сомнения, нуждаемся.

«Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти…»

Здесь мы видим, что не только жители Иерусалима, но и окрестностей приносили своих больных, бесноватых приводили, чтобы совершалось чудо исцеления. Но завистники Первосвященники, которые принадлежали к ереси саддукейской, они не могли на это спокойно смотреть. Что это за саддукейская ересь? Саддукеи не верили в загробную жизнь, а так как все первосвященники, как нам показывает Иосиф Флавий, были саддукеями, то получается, что каждый глава еврейской церкви просто не верил в загробную жизнь, не верил в Ангелов, в бесов, что они есть. Это были неверующие люди, но они с помощью взяток, которые давали в Рим, добивались должностей. И сидели там, на самом верху. А так как Иерусалимский Храм был единственный храм на всей планете (у иудеев не было нигде никаких храмов, и сейчас у них нет никаких храмов, потому что синагога – это не храм), то это был очень большой доход.

И из зависти что они делают? «…и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу»

Иоанн Златоуст пишет: «Заметь, как вся жизнь их слагается из противоположностей, так прежде была скорбь у Апостолов по причине вознесения Христа, потом радость по причине сошествия Духа, опять скорбь от поносивших, потом радость от верных и от чуда, снова скорбь, когда задержали их, потом радость после оправдания. И здесь опять радость и скорбь. Радость – потому что прославлялись от Бога, получили откровения и прославились от людей. Скорбь – потому что потеряли своих. Снова радость от того, что сделались известными. И снова скорбь, из-за первосвященника. И это везде можно заметить, подобно тому, как можно видеть это и на древних святых мужах».

Действительно, в жизни радость сменяется скорбью, скорбь сменяется радостью, такое происходит. Златоуст обращает внимание, что для них большая печаль была Вознесение Господа, расставание с Господом. Они смотрели, чуть не плакали, когда Господь возносился, но два Ангела подошли и утешили их: «Как Он ушел, так Он и вернется». И после этих слов история Церкви становится историей ожидания, когда же Он опять вернется. Потом радость, когда они получили Духа Святого, потом радость за новых обращенных, потом гонения, печали, скорби. Ведь их гнали люди, к которым они сами относились с глубочайшим уважением – лидеры Ветхозаветной церкви.

Итак, их заключают в народную темницу. Что значит народная темница? Это место, куда заключали простых людей до разбирательства, в предварительное заключение.

Читаем далее девятнадцатый стих:
«Но Ангел Господень ночью отворил двери в темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей, стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ».

То есть, это был мир, когда, казалось бы, небо оказалось на земле. Уже Ангелы среди людей, люди как Ангелы, тень исцеляет, одежда исцеляет, темница не может удержать никого. И, конечно же, это были светлые времена первоначальной Церкви. Как с радостью мы вспоминаем свою юность, когда мы молились, постились, свое религиозное детство – так с радостью мы изучаем историю первой Церкви, Иерусалимской Церкви, и радуемся за Апостолов. Первосвященники обезоружены. Темницы уже не работают. Замки не могут никого удержать, охранники никого не видели, а эти люди опять в храме. Выйдя из темницы, они не убежали куда-то за город – они идут в храм и продолжают свое служение слова.

«Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями».

Кого не побили чтобы камнями, понятно? Начальник стражи увидел, в какой любви у народа находятся Апостолы, и он приглашает Апостолов прийти в синедрион. И без принуждения, иначе народ побьет камнями начальника стражи, его воинов и отпустят Апостолов на свободу. Все стремятся к Апостолам со своими больными, со своими бесноватыми, со своими собственными проблемами, как и мы в молитвах прибегаем к Апостолам, а особенно в дни их памяти.

«Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? И вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека».

Первосвященник воспринимает все действия первых христиан как месть за распятого Плотника из Назарета. Он говорит как бы им: «Вы что, хотите нам отомстить за то, что ваш Равви, ваш Учитель был распят?»

«Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

То есть, им запретили строго-настрого говорить об имени Иисуса Христа, и Пётр повторяет фразу, которую он и ранее уже говорил: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Да, ты патриарх, – как бы говорит, Петр, – ты Наси, и вы тоже патриархи (там были на пенсии патриархи, тоже Наси), вы священники, вы старцы, да, всё нормально. Но когда вы требуете, чтобы мы молчали об Иисусе из Назарета, Которого вы распяли, а Он воскрес, мы не можем молчать. Вы говорите, что Иерусалим наполнен весь проповедью. А вы посмотрите, какие чудеса совершаются, как исправляются люди! Нравственное чудо, кстати, всегда важнее обычного чуда. Нравственное чудо – это когда люди перерождаются, язычники начинают веровать в Бога Авраама, Исака и Якова. Блудники становятся целомудренными, пьяницы становятся трезвенниками. И весь Иерусалим пришел в движение. И далее он говорит:

«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».

Вот этими словами Апостол Петр укоряет евреев. Он говорит:
«Бог возвысил Иисуса из Назарета, чтобы дать Израилю, Вам евреям покаяние и прощение грехов. В первую очередь – вам! Покаяние и прощение грехов».

Почему в первую очередь им? Мы помним, когда Христос посылал на проповедь Апостолов, Он говорил: «К язычникам не ходите, в города самарянские не заходите, идите наипаче (то есть, прежде всего) к погибшим овцам дома Израилева». То есть, к евреям. Здесь Апостол укоряет их: к вам Благодать пришла, к вам первым. Но как вы отнеслись к этой Благодати? И далее он говорит:

«Свидетели Ему в сем… – то есть Христу, – мы…»

То есть, мы видели своими глазами Христа, мы видели Его чудеса. Кстати, Апостолы не были свидетелями Иеговы, они были свидетели Иисуса, они говорят: «…свидетели Ему в сем мы…»

А Христос называл их: «Вы – свидетели мои». Это фантазеры придумывают, что есть какие-то свидетели Иеговы. Апостолы имели свидетельство Иисуса, а что значит свидетельство Иисуса? Они рассказывают о том, что видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Свидетель – это самоочевидец слова.

«Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему».

А какая же реакция членов еврейского синедриона, сангидрина, верховного суда?

«Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал…» – Апостолов вывели. Гамалиил обращается к членам сангидрина, синедриона: «Мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда…» – то есть, какой-то лжепророк, – «…выдавая себя за какого-то великого. К нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин…» – тоже какой-то там фантазер, у евреев было таких много. – «…и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих…» – то есть, оставьте христиан в покое, – «…ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится…». – Если это человеческое – оно прекратится, – «…а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Интересный факт. Реби Гамалиил – это известный талмудический авторитет и в Мишне, в трактате Пиркей авот, поучение отцов. Этот трактат еврейский дети учат наизусть. Вот эти слова Гамалиила сохранились. Вот эти самые слова, что не надо запрещать людям верить так, как они верят. Ибо, если это от человеков – это прекратится, а если это от Бога – вы ничего не сделаете. Гамалиилу приписываются мысли из Мишны о кошерной и некошерной пище, он был лидер своего времени, и многие его высказывания евреи до сих пор учат наизусть. Но, если вы откроете православный календарь, вы найдете это имя – Гамалиил. Это тот же самый человек, он есть в наших православных святцах. По преданию, его крестил его ученик, ученик его Иешивы, его школы, Савл, который стал Павлом, верховным Апостолом. Савл, Павел свидетельствовал о себе: «Я учился у ног Гамалиила». Потому что это имя до сих пор для евреев авторитетно. И другой человек, которого мы с вами почитаем, очень авторитетен в еврейской среде – Симеон Богоприимец. Помните, Симеон, который взял Младенца Иисуса на руки: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка». Он называется у евреев «Симеон Великий», «Симеон Праведный». У Гамлиила учился Стефан, архидьякон, первомученик Апостольской церкви. Иоанн Богослов, как бы сейчас сказали, был алтарником в Иешиве, Гамалиил следил за порядком, то есть, если мы обнаруживаем добро к нам со стороны людей не наших, то мы можем предположить, что когда-нибудь они станут нашими. А если со стороны своих мы видим агрессию и неправду, то здесь могут действовать другие слова и работать другой принцип, как сказано в Новом Завете: они были с нами, но не были наши. Анания и Сапфира – они погубили свою жизнь в самое благоприятное для спасения время.

Наверное, вы слушаете эти слова, мы читаем эту историю и каждый думает: «Здорово бы мне жить тогда, я бы знал, где пойдет Петр завтра. Я бы пришел сам туда на костылях. Я бы притащил своих больных, чтобы тень проходящего Апостола исцеляла».

И как на слова Гамалиила отреагировали члены Синедриона?
«Они послушались его; и призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их».

В каком смысле послушались? Они не стали убивать Апостолов Иисуса Христа. Они ограничились наказаниями. Что значит «били»? Это наказание палками: был человек, который выполнял функцию наказывающего. Их приговорили к нескольким ударам, они их получили и всех их отпустили, опять запретив им говорить об имени Иисуса.

«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе».

Мы видим, что Апостолы радуются, получив удары палками. А почему они радуются? Потому что Господь сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать, неправедно злословить, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Так гнали пророков, бывших прежде вас. Их проповедь никто не может остановить. Тюрьма с замками ничего не решает. Палки первосвященников ничего не решают: они каждый день с упорством и постоянством приходят в храм и проповедуют об имени Иисуса Христа. Ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа.

И давайте прочитаем последнюю цитату из Златоуста на сегодня:
«Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей об Иисусе Христе, Который грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо. Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его, и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения. И, если будем страдать за имя Его – прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе и мы уверовали этому».

То есть мы должны подражать Господу и в Его страданиях, и в Его скорбях, как Апостол Пётр пишет об Иисусе Христе: «Он оставил нам пример, дабы мы шли по стопам Его».

Спаси Господь!

У нас осталось немножко времени, если у кого-то есть вопросы, вы можете задавать эти вопросы.

Вопрос:

– Когда нищие чего-то вот просят – ну, например, отдать обувь старую, – возникает сомнение: отдать, не отдать… У меня как бы есть запасная пара. И вот целую неделю мучаюсь, отдать или не отдать. Вот как мне поступить? В свете того, что я сегодня услышала, как эти двое поступили: муж и жена.

Ответ:

– Человек вправе распоряжаться своей собственностью так, как он считает для себя лучше. Но есть такие вещи у нас дома, про которые мы, что мы ими не пользуемся. И вряд ли будем пользоваться. Но, если мы будем их оставлять дома, – это будет неправильно. Поэтому лучше отдать тем людям, которые в этом нуждаются, потому что любые вещи от времени портятся, и, в конце концов, это придется выбросить на улицу. А если вы кому-то отдадите обувь какую-то, это послужит человеку. И он какое-то время будет этим пользоваться, и не важно, вспомнит он о вас или нет. Вы исполните заповедь о благотворительности. Это очень важно. Вот в священном языке благотворительность – «цедака» по-еврейски – очень похоже это слово на слово «цадик». «Цадик» – это праведник. И то, что эти слова как бы однокоренные, это свидетельство о том, что не бывает праведности без благотворительности. Поэтому, когда мы жертвует другим, это путь к праведности. То есть – к счастливой жизни человека, который все свое упование возложил на Бога и стремится исполнять Его заповеди.

Вопрос:

– Отец Олег, а вот скажите, отчего погибли Анания и Сапфира? Это их Господь наказал и они поняли, что натворили что-то страшное?

Ответ:

– Мы можем предположить то, что прежде всего из текста выводится. Их проблема в том, что они солгали Богу, Духу Святому. Дух Святой наполнял сердца первых христиан. И Анания, и Сапфира были не чужды Духу Святому. У них не было бы побуждения вообще что-то отдавать, если бы Дух Святой их не касался. И, так как они допустили ложь ради превозношения, чтобы выглядеть хорошо в глазах других людей, то здесь они сами как бы себя подвели под такое суровое наказание. Но опять же, я напоминаю вам, что это было особое время. И одно дело – когда человек, сомневающийся в вере, совершает какие-то грехи, проступки, а другое дело, когда это совершает человек, перед глазами которого мертвые воскресают, больные исцеляются и тень проходящих Апостолов врачует. Они были свидетелями очень многого. Возможно, Анания и Сапфира видели Иисуса Христа. Может быть, они принадлежали вообще к первым христианам. Первая община, которая была во дни Иисуса Христа – это около 150 человек. И, взойдя на такую высоту, допустить что-то неправильное – это очень опасно. Ибо здесь действует принцип: кому сколько дано, с того столько и спроситься.

Вопрос:

– Отец Олег, у меня такой вопрос. Вот шел с работы, встретил двух молодых людей, которые просто ко мне подошли и завязался разговор. Они оказались проповедниками учения «свидетелей Иеговы». Ну, мы достаточно нормально, долго с ними общались, они мне задавали вопросы, я им задавал вопросы. И они мне задали такой вопрос: «Почему вы, православные, не проповедуете как Апостолы, не проповедуете Бога?» Вот вопрос был в принципе простой. Вы ходите на службы там воскресные и в субботу. Но не изучаете Библию и не проповедуете людям. Они просто говорят, что мы вот, свидетели Иеговы, мы ходим даже по домам, обходим всевозможные заведения, где много людей, скопления людей, и проповедуем. А вот что вы делаете, как православные люди? Я не смог ответить на этот вопрос. И что нужно действительно нужно делать для того, чтобы проповедовать?

Ответ:

– Ну, начнем с того, что Библию мы изучаем. И более внимательно, и более подробно, чем свидетели Иеговы. Библейских школ сейчас все больше и больше. И уровень любого священника, который имеет богословское образование, богословский уровень конечно выше, чем у свидетелей Иеговы, которые просто любители, пытаются что-то делать, но не имеют достаточного образования. Они обычно говорят, что Апостолы тоже не имели образования, они были простые люди. Я на это возражаю: как они не имели образования? Они три с половиной года имели своим учителем Самого Сына Божия! Вот это университеты. Выше не бывает! И потом, в Писании сказано: «Как проповедовать, если не посланы?» Мы знаем, что на проповедь посылали не всех. Вот этот текст: «Как проповедовать, если не посланы?» И в книге Деяний рассказывается, как посылали на проповедь. Выделили из общины Варнаву и Павла, помолились над ними, возложив руки, и отправили их на проповедь. Нигде в Писании не говорится, что все христиане должны проповедовать. Наоборот, говорится, что только те, которые были посланы Церковью, уполномоченные ею могут проповедовать. И нигде в Библии не говорится, что надо проповедовать всем. А Христос говорил Апостолам: «В какой город придёте, узнайте, кто достоин, и там оставайтесь. И, если вас примут в том доме, то благословение ваше придет в тот дом. Не примут – отрясите прах от ног ваших и идите дальше». Поэтому служение проповеди в Церкви совершают прежде всего священнослужители, и по преимуществу епископы, проповедники Евангелия. Когда епископы и священники дают клятву перед хиротонией, на Кресте и Евангелии, мы даем клятву проповедовать Евангелие. И в Церкви существует миссионерский отдел, который решает, кто может заниматься этим, кто не может. Церковь благословляет и мирян заниматься преподаванием Закона Божьего, наставлять других мирян в истине веры, но мы всегда должны убедиться в том, что у человека есть необходимые качества. Потому что иногда люди неподготовленные могут даже навредить проповеди.

Есть такая история. Два семинариста решили отправиться в деревню на каникулы проповедовать о Христе. И вот они на электричке доехали, но до деревни ещё идти долго, а там мужик на телеге. Они ему говорят:
– А можно мы с вами доедем, вы до этой деревни едете?
Он говорит:
– Да, садитесь, я вас подвезу, ребята.
Ну, они сели, едут. Уже по лесу. Один семинарист другого толкает: ну, мол, начинай проповедовать! А другой ему – ты давай начинай! Он оборачивается, они шушукаются, ему что-то тоже не по себе стало. И тут семинарист, который посмелее был, задает ему вопрос:
– Скажи, друг, а ты готов к смерти?
Тот как шибанул их кнутом. Они из телеги кувырком. Он:
– Но-но!
И быстрее, чтобы уехать подальше.

Как говорится, благими намерениями иногда дорога в ад может выстилаться. И в самом деле, не каждый может нести Благовестие даже из числа священнослужителей. Поэтому священники сами принимают такие решения. Например, я знаю случай, когда в некоторых общинах священник не проповедует, а дьякон говорит проповеди. Потому что все священники решили, что отец дьякон лучше говорит проповеди, чем они. И сам настоятель говорит: «Ну, а что мы будем мешать ему? Пусть он и говорит». Есть приходы, где мирянам благословляют говорить в стихаре проповеди и это приносит вдохновение. Священник говорит проповеди на Евангелие, а мирянин на Апостол. Ну, как бы в дополнение. Священник – на Евангелие дня, а мирянин – на Апостол дня. Поэтому это служение проповеди – оно очень ответственное. Но сказать, что оно не совершается, нельзя.

Не так давно в юго-восточной Азии огромная община людей, около 300 человек, были крещены в православие. В Океании сейчас миссия Русской Православной Церкви действует, и в Тайланде, и в разных других странах юго-восточной Азии, и очень успешно. Вы посмотрите в интернете – вы найдете материалы о крещении людей в православие. Там какие-то дальние дикие племена. Мне приходилось участвовать в миссионерском служении в Индии. Там у нас сейчас устойчивые позиции, и священники совершают служение прежде всего по окормлении россиян, которые там постоянно проживают. Например, в Дели около 3000 россиян постоянно живут. И для местного населения тоже проводятся необходимые беседы. А потом, в отличие от сектантов, исторические церкви обращали целые народы. А сектанты не обратили ни одного народа. Ну, давайте вспомним.

Обращение Англии – это усердие Патрика, Святого Патрика. Он был священнослужитель западного обряда. Обращение Франции – мы знаем, кто там трудился, Альберт Великий и другие. Обращение Грузии было совершено Равноапостольной Ниной. Обращение России – княгиней Ольгой и князем Владимиром. А пусть свидетели Иеговы, раз они такие ревностные проповедники, скажут – есть ли хоть один народ, который они обратили? Могут ли они указать на карте земного шара хотя бы одну такую землю? И вообще, я говорю о протестантах, не только о свидетелях Иеговы. Протестанты ни один народ не обратили, а исторические Церкви – православная или католическая – очень успешно работали всегда. И до разъединения церквей очень хорошо работали, и даже после разъединения церквей. А сектанты в основном воруют чужих овец. Они находят православных, которые нестойки в своей вере, и пытаются их всячески смущать. А это неправильно, в послании к Римлянам, в последней части этого послания, Апостол Павел пишет, что нельзя созидать на чужом основании. Где кто-то уже проповедовал Евангелие, там нельзя проповедовать, дабы не разрушить дело Христово. Он пишет: «Я не хочу созидать на чужом основании, дабы не разрушить дело Христово». А почему он так пишет? Потому что в Риме трудился Апостол Петр, и Петр создал там уже общину. А Павла везли на суд в Рим. Христиане его там тоже ждали, он написал послание к Римлянам, но конце послания он пишет, что он понимает, что эта каноническая территория, которой руководит Апостол Петр, и он не хочет ничего разрушать и созидать на чужом основании. Там уже есть церковь. И вот об этом всегда надо помнить, что есть такое понятие как каноническая территория, каноническая граница. А есть люди, которые просто воруют чужих овец, это не очень правильно. Тем более, они используют иногда фальсификацию и говорят о нашей Церкви то, что не соответствует реальности.

Изучение слова Божия идет повсеместно. У меня, например, каждую неделю, во вторник – Рогожская застава, там катехизаторские курсы, в среду – в семинарии преподавание. Дальше в субботу – тоже преподавание в семинарии, там двойная группа. По пятницам – здесь. По понедельникам сейчас мы возобновляем занятия на Чешском подворье, где в течение многих лет библейская школа действует, а по четвергам мы планируем опять возобновлять занятия на Кантемировской. В воскресенье – радио «Радонеж». И я думаю, что я не самый загруженный проповедник, потому что у меня диабет, я такой – тяжело ходить, толстый, вот, а у нас есть молодые миссионеры, они более подвижные, у них больше программ. Просто надо понять, какая разница между сектантами и представителями национальной Церкви. Сектантские общины – они маленькие, и ты легко можешь как бы сориентироваться, и задачи не очень большие перед тобой. Не то что когда целый город считает себя православным, и ты должен откликаться на каждое приглашение – то на радио тебя зовут, то на телевидение. Это очень легко, когда маленькая группа, ты всех в лицо знаешь, ты всех по имени знаешь, это называется «эффект малой группы». И другое дело – потрудиться в национальной Церкви на благо целого народа. Целой страны. Давайте последний вопрос у кого-то есть?

Вопрос:

– Скажите, пожалуйста, я правильно поняла, что дурные помыслы – это результат не действия злых духов, а собственной воли?

Ответ:

– Мы не можем во всем обвинять дьявола. Есть такая монашеская история о том, как одному монаху во время Великого поста очень захотелось скоромного. И он пошел – у него там яйцо было сырое, в соломе лежало. И он думает, как бы его съесть? Зажег свечку и стал на свечке его варить или жарить. И вот он крутит это яйцо так, так, вроде здесь запеклось, тут теперь. И заходит отец игумен в келью, увидел, сразу все понял и говорит: «Брат, ты что делаешь-то, пост!» А брат говорит: «Меня дьявол попутал». Дьявол не выдержал, выходит из-за угла и говорит: «Да я бы не догадался до такого!»

Давайте вспомним как в книге канонов (есть такая книга – канонник) в окончании вечернего правила сказано: всё, что ты плохого сделал в течение дня, припиши себе, а все хорошее, что ты сделал в течение дня, припиши Богу. Вот так будет разумнее.

Дьявол посылает нам прилоги, соблазны, но реагировать на эти прилоги можно по-разному. Если человек соглашается с этими помыслами, предлогами, тогда дьявол побеждает в нем. Но виноват человек, который поддается. Некоторые так живут, что они как бы в поддавки играют с дъяволом. Да не будет такого с нами!