Хождение по земле Самарской. 2014 год. Рассказы наших ребят о путешествии

Наши юные паломники-исследователи, учащиеся биологического кружка "Гармония", делятся своими впечатлениями о большой, полной приключений, трудностей и радостей, поездке.

Лена Макарова: "Летопись нашего паломничества"

Начало путешествия

По дороге на вокзал, в метро, мы с сестрой Машей переживаем столько разнообразных чувств: волнение, любопытство, предвкушение необычных приключений! Вот, наконец, доехали, бежим на поезд. Около вагона встречаемся с улыбающейся Параскевой Георгиевной и всеми нашими друзьями. Сели в вагон - ура, поезд тронулся! Мы играем, ужинаем, снова играем и ложимся спать. Ночь... За окном в небе сияют звёзды. Слышны только стук колёс да посапывание спящих пассажиров.

День 1

Поезд прибыл в Самару. Город встречает нас хорошей погодой, а дочка Параскевы Георгиевны Людмила - цветами и молочными шоколадками.

Поселяемся в Иверском монастыре. Кушаем в трапезной вместе с монахинями, и сразу ощущаем себя паломниками, а не обыкновенными путешественниками. После трапезы за монастырскими воротами нас ждал микроавтобус; приветствие экскурсовода и... здравствуй, Самара!

Знакомство с городом и его окрестностями мы начали с Царева кургана. Поднялись на самую вершину, поклонились установленному там кресту, полюбовались удивительно красивым видом на Волгу и Жигулевские горы. А затем спустились вниз, окунулись в источнике и набрали воды. Было так здорово!!!

С "вертолетной площадки" мы тоже любовались панорамой великой реки и Волжских ворот. Кто-то из ребят назвал курган "горой свадеб", потому что вокруг было очень много молодожёнов.

Затем мы побывали в храме св. Кирилла и Мефодия. Рядом с ним возвышалось огромное величественное здание в стиле неоклассицизма. Надпись гласила: духовно-просветительский центр. Зашли внутрь. Просторный коридор, классы, в холле огромное панно, где изображены святые Русской земли. Все это произвело на меня большое впечатление...

Уставшие и довольные, мы возвращаемся в монастырь. Ужинаем, все вместе читаем молитвы, Евангелие и - спать!!! Но вдруг - сюрприз! Долгий, красивый салют, уж не знаю, в чью честь.

День 2

Хотя в нашем расписании и значилось, что Литургия в день празднования Пророка Илии будет по желанию, на нее встали все! А в нашей группе даже был именинник. После поздравлений и завтрака отправляемся осматривать старую Самару. Храмы, музей краеведения, набережные, старые улочки, домики, памятники, рассказы экскурсовода... Стараешься вникнуть, запомнить новую информацию. И радуешься солнцу, Волге!

День клонится к вечеру, но на сегодня путешествие еще не кончилось. Ведь нас ждет переезд (точнее, плавание) в Винновку. Садимся на теплоход. Река блестит на солнце, а ветер словно подгоняет нас вперед. Ведь впереди - всё самое интересное!!!

День 3

Как же здорово просыпаться вдали от города! Монастырские часы, которые звучали так же, как кремлевские куранты, пробили 7 раз, и мы заторопились на службу. После воскресной Литургии нам провели экскурсию по Волжскому Афону (так здесь называют Казанский монастырь), и мы даже поднимались на колокольню.

В Винновке нет рукотворных музеев, но мы отправились в "музей природы", а по пути собирали травы. На холме Параскева Георгиевна устроила нам конкурс костров: мы учились зажигать костер с одной спички.

После обеда было купание в Волге, правда, не без приключений. Кое-кто порезался о прибрежные камни, но, мне кажется, это небольшое испытание ещё больше сплотило нас, дало почувствовать, что мы одна семья, что неприятности легче переносить всем вместе. Потом пострадавшие дружно посещали наш медпункт, и у Маргариты Петровны (нашего врача) было много работы.

День 4

Во второй день нашего пребывания в Казанском монастыре, после Литургии и завтрака, мы с рюкзаками за спиной отправились в поход. Вскоре к нам присоединились неожиданные спутники - целое стадо коз! Здорово было воображать себя настоящими пастухами. Правда, потом подружившиеся с нами козы совсем не хотели возвращаться домой.

На живописной поляне мы облюбовали место для отдыха. Параскева Георгиевна разделила всех на бригады, и пошла работа: одни разводили костер, другие чистили площадку для игр, третьи готовили сосиски. Но самым замечательным было то, что ребята начали строить шалаш, и вскоре к ним присоединились все остальные. Когда шалаш был почти готов, я отправилась в лес за ветками, и там встретила Ваню, который ломал довольно высокое деревцо. На мой вопрос - зачем ему целое дерево, он ответил: "Надо строить второй шалаш, ведь отец Андрей говорит, что никогда не надо останавливаться на достигнутом". Но потом матушка Ирина объяснила, что слова отца Андрея к этой ситуации совсем не подходят: для постройки шалаша, конечно, не нужно было губить живые деревья.

День 5

Рассвет... Какой же красивый вид открывается с пристани на монастырь! Постройки в греческом стиле, впереди плещется Волга, а за нами Винновские горы в розовых лучах солнца... Прямо на нас с монастырских стен смотрит большая мозаичная икона Богородицы. Жаль прощаться с этим местом, но теплоход не ждет... Опять волны, ветер... Вперед, вперед!

Прибываем в Рождествено, и автобус перевозит нас в Подгоры, в Ильинский женский монастырь. Нас радушно принимает матушка Феодосия. Монастырь ещё строится, и поэтому спать пришлось на полу, но это даже здорово: нам, столичным жителям, интересно и полезно иногда пожить без привычного комфорта.

Посещаем источник Илии Пророка. Окунаемся. Вечером идем на Всенощное бдение, а после любуемся ночным небом и звездами.

День 6

Сегодня празднование святых страстотерпцев Бориса и Глеба. После Литургии матушка Феодосия провела для нас экскурсию: мы узнали о строительстве монастыря, о святом Нектарии Эгинском, услышали еще много удивительных и интересных историй. По окончании экскурсии многие захотели остаться на послушание. Мы с девчонками отправились на скотный двор чистить козлятник. А потом пошли отмываться в баньку, которую сама матушка называла "русский экстрим".

Вечером мы сели на катер и поплыли на Солнечную Поляну. Вышли на берег - и оказалось, что наша турбаза находится отсюда в 25 километрах! Темнеет... Ребята от нечего делать начали бросать в воду мелкие камушки, затем камни покрупнее, а потом и булыжники. Солнце село совсем... Мы начали разводить костер. Многие, конечно, хотели бы заночевать прямо на берегу, но Параскева Георгиевна и матушка, как всегда, нашли выход из трудной ситуации, и ночевали мы все-таки на турбазе.

День 7

Завтрак в Богатыре всем понравился - во-первых, мы поели вкусно, а во-вторых, совсем дешево.

Сытые и довольные, все отправились в музей Ильи Ефимовича Репина - в тот дом, где он делал наброски к своей знаменитой картине "Бурлаки на Волге". В этой обычной крестьянской избе было так уютно, что не хотелось уходить.

После музея желающие поднимались к штольням, и это были настоящие, природные кондиционеры! Возвратились на турбазу, когда сумерки уже сгущались. Спешно начали разводить костер и готовить последний, прощальный ужин. В нашем меню были сосиски и картошка, приготовленные на открытом огне, а также сырки, свежие овощи и чай. Но к чаю неожиданно приехала дочь Параскевы Георгиевны с семьей и привезла с собой пироги, торт и пирожные. Они устроили нам настоящий праздник!!! Мы были очень рады!

День 8

Завершение нашего путешествия... Мы проснулись пораньше, ведь сегодня день рождения Ильи. Быстро встали, надули шарики, украсили крыльцо, собрали букет и спрятались за домик, чтобы дружно прокричать поздравление. Ждали-ждали, а виновник торжества все никак не выходил. Пришлось попросить матушку разбудить мальчишек. Наконец, не до конца проснувшийся Илья вышел, мы все радостно поздравили его и пошли собирать вещи. Вот уже и вокзал, подходит поезд... Садимся в вагон и мысленно прощаемся с Самарским краем, Волгой и Жигулевскими горами. Опускается ночь. За окном в небе сияют звёзды. Слышны только стук колёс да посапывание спящих пассажиров...

Илья Неструев:

Поездка в Самару мне очень понравилась. Это мое первое самостоятельное путешествие, и я долго к нему готовился, переживал, как все пройдет, с нетерпением ждал заветного дня отъезда. Но в результате все увиденное и пережитое превзошло мои ожидания! Красивый город, удивительные монастыри и храмы, люди, которых мы встречали, и вся наша дружная команда навсегда останутся в моем сердце.

Мне особенно повезло, потому что на эту поездку пришлись мои именины и день рождения. Люди, поздравлявшие меня, делились своей любовью и искренней радостью. Их слова и добрые пожелания я храню в душе до сих пор. Спасибо им за такое внимание!

Мне понравилось и запомнилось все: и дорога на поезде, и места, где мы жили, и музеи, походы, сбор трав, прогулки, подъемы и спуски по горам. Казалось, для нас нет ничего невозможного - всё нам по плечу, и впереди ждёт всё самое интересное и лучшее. Большое впечатление на меня произвел подъем на гору возле Ильинского монастыря. Это был очень нелегкий подъем, и, к сожалению, до вершины мы не дошли. А потом отправились на Волгу, купаться. Волга очень красивая, величественная, по-настоящему русская река. И купаться в ней было просто замечательно!

Запомнились мне и костры. И наше "соревнование", в котором победила дружба. На следующий день в походе нам удалось сложить шалаш. Он довольно неплохо получился для первого раза.

Я хочу поблагодарить всех, кто был со мной в этой поездке. Всех, кто взял на себя этот нелегкий труд, организовал это путешествие. Всех, кто составил дружную компанию. За доброту и ласку, за заботу и внимание, за живое общение, за молитву. Я никогда не забуду этих замечательных дней.

Ваня Головин:

Тридцатого июля мы поехали в Самару. Этот город мне очень понравился своими монастырями, храмами и прекрасной природой. В первый день нам провели экскурсию по побережью Волги и рассказали, какие события русской истории связаны с этой рекой. Еще экскурсовод рассказывал нам про Жигулевские горы, которые, оказывается, на 98,6% состоят из чистого известняка.

На второй день у нас была экскурсия по монастырям Самары. Ещё мы посетили часовню, посвященную Николаю Чудотворцу.

На следующий день мы встали пораньше и отправились в поход. Там мы расположились на полянке рядом с кленовой рощей, где развели костер и построили шалаш из веток. Ближе к вечеру мы пошли на источник пророка Ильи. Вода была такая "теплая"! :) Окунулись все!

Восьмого августа мы забрались на гору в пещеру: там в штольнях работали раньше ссыльные заключённые, в том числе Иоанн Крестьянкин. Забираться было очень трудно, потому что камни под ногами постоянно осыпались (известняк - мягкая порода). А спустившись с горы, мы пошли купаться на Волгу. Вода была замечательная!

Вся наша поездка мне очень понравилась. Я очень много узнал о Самаре, и все эти впечатления надолго сохранятся в моей душе.

Настя Головина:

Мне очень запомнилась поездка в Самару. Сначала нас поселили в Иверском монастыре. Я жила в монастыре впервые, и мне это так понравилось!

Через два дня мы переехали в Казанский монастырь. Там были чудесные куранты, которые били каждые тридцать минут (кроме ночного времени). Бой курантов начинался в семь утра, от него все просыпались и шли на службу. А еще мы окунулись в источнике, температура которого была всего 4 градуса! В моей жизни это тоже было впервые. Перед этим мы поднимались на гору, где стоял поклонный Крест, и все вместе пели тропарь Животворящему Кресту.

Ещё мы учились разжигать костер с одной спички, готовили картошку на углях и хлеб с сосисками на веточках вместо шампуров, строили шалаш из веток и листьев. Правда, в нем было тесновато. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.

А восьмого августа мы праздновали день рождения Ильи. Было очень весело! Мы надули шарики, написали пожелания, собрали букеты и подарили подарки.

В общем, мне эта поездка очень-очень понравилась. Она навсегда останется в моей памяти и в моем сердце. Спасибо Господу, что позволил мне побывать в этом увлекательном путешествии.

Катя Титова:

Мне больше всего понравился поход, который мы совершили на второй день по приезде в Винновку. Закупили продукты и пошли на гору, а точнее, вглубь горы. Было жарко, в небе летали соколы, а нам очень хотелось пить. Но когда за нами по тропинке увязалось целое стадо коз, я поняла, что поход несмотря ни на что будет интересным!

Мы строили шалаш, жарили на костре сосиски, картошку и хлеб. А перед вкусным обедом лазили по деревьям, играли в вышибалы, бадминтон и летающие тарелки. Но потом приехал патруль по охране природы, и нам пришлось взяться за разборку нашего шалаша...

На третий день мы приехали в село Подгоры, в женский монастырь святого пророка Илии. Я очень обрадовалась, когда узнала, что ночевать мы будем на полу на матрасах! В этом монастыре я в первый раз в своей жизни трудилась на послушании в загоне для коз. Работать во славу Божию ЗДОРОВО!!! Потом мы с Машей мылись в бане холодной водой и ходили к святому источнику.

В монастыре мы жили одну ночь и два дня, а потом переехали на турбазу в Солнечную поляну. Природа была восхитительна, а ещё мне запомнился наш завтрак в рабочей столовой. Было по-домашнему вкусно и дёшево.

Домой возвращаться мне не хотелось. Я с нетерпением жду следующего путешествия!

Спасибо Параскеве Георгиевне, отцу Андрею и матушке Ирине за эту восхитительную поездку!!!!

Светлана Титова, мама Кати:

Наша поездка, которая состоялась благодаря усилиям Параскевы Георгиевны, оказалась очень интересной и захватывающей. Было интересно всё − начиная от знакомства с Самарским вокзалом и заканчивая турбазой, а погода в продолжение всего путешествия была прекрасной.

Познакомившись с Самарой, мы поехали в область. Жигулёвские ворота (так называются горы, раскинувшиеся по берегам Волги) буквально потрясли всех своей красотой. А когда наша паломническая группа переехала в мужской монастырь в Винновке, у всех появилось ощущение, будто мы приплыли в Грецию: недаром это место называют Волжский Афоном.

Больше всего ребятам понравился поход, который мы предприняли на следующий день после приезда в Винновку. Они собирали гербарий, разводили костёр, играли, побывали даже пастухами коз и пообщались с патрулём по охране природы.

В следующем пункте нашего путешествия - в Ильинском монастыре села Подгоры - кто-то из ребят получил первое в своей жизни монастырское послушание и поработал во славу Божию. А кто-то в это время купался в реке и поднимался на гору к месту, где находился в ссылке Иоанн Крестьянкин.

Завершающим этапом поездки была туристическая база, где практически не было благ цивилизации. Но ребята не стали унывать, а постарались и здесь найти положительные стороны: праздновали Илюшин день рождения, играли, разводили костёр, а самое главное − сообща молились.

А по приезде в Москву первыми слова ребят было дружное: «Мы хотим поехать туда ещё раз!».