14 августа - "Медовый Спас", день начала Успенского поста

14-го августа, с праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, иначе называемого "Медовым Спасом" - по традиции освящать в этот день мёд нового урожая, - начинается Успенский пост.

Издавна существовавший в Церкви обычай поститься в дни с 14-го по 28-е августа (с 1-го по 15-е по старому стилю) был закреплен для всех православных христиан на Константинопольском Соборе, проходившем в 1166 году.

Успенский пост – единственный, посвященный Православной Церковью Богородице, – был установлен в подражание Ей, пребывавшей перед Своим Успением в посте и молитве. И хотя Сама Божия Матерь – Пречистая и Всенепорочная – в посте не нуждалась, «Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею Ходатайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для Нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну» (протоиерей Г.С. Дебольский).

Но Церковь особо обращает внимание своих чад на то, что смысл поста заключается отнюдь не только в телесном воздержании. Старец Зосима Верховский говорил: «Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, человек сделается, пожалуй, бесом».

Поэтому во дни поста надо постараться как можно чаще приходить в храм на богослужение, а если такой возможности нет – то усилить домашнюю молитву. Часто мы этого не делаем под тем предлогом, что у нас не хватает времени. Но если честно посмотреть на распорядок своего дня, можно увидеть, что порой целые часы уходят на пустое общение, бесполезное «зависание» в интернете, просмотр телепередач... Ограничивая себя в этих и многих других развлечениях, мы уже сможем найти больше времени для молитвы.

Также в эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями, стараться более внимательно и сердечно относиться к людям – родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам по работе… Сдерживать свои эмоции, гнев, зло, учиться прощать; не пускать в голову дурные мысли и, конечно же, не забывать о главном – об участии в таинствах покаяния и евхаристии.

Старец Паисий Святогорец говорил о посте: «Если человек насилует себя и говорит: “Куда деваться? Вот снова пришла пятница – и надо поститься”, то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. “В этот день, – будет думать такой человек, – Христос был распят. Ему не дали пить даже воды – Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды”. Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки. Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи».

А преподобный Дорофей Палестинский так заповедовал вступающим в пост: «Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела».

Подготовлено по материалам сайта Pravmir.ru
Категория: