Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, 28 ноября 2015 г. Канун дня памяти Апостола и евангелиста Матфея (Всенощное бдение)

Дата: 
28 ноября 2015, суббота

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с воскресным днем, а также с днем памяти апостола Матфея. Мы с вами вступили в богоспасаемые дни Рождественского поста, называемого еще в честь апостола Филиппа Филипповым постом.

Что вообще мы с вами знаем о посте? Вы знаете, такой простой вопрос иногда ставит в тупик. И многие готовы сказать, что «знаем все». А если разобраться и в глубину понятий посмотреть – зачем Богом был установлен пост – то мы поймем с вами, что это то важнейшее оружие в борьбе с силами зла, без которого невозможна победа. То есть нужно для себя определиться: если я хочу хоть немного преуспеть в духовной брани, я непременно должен или должна учиться искусству ведения боя, а без поста хоть сколько-нибудь одолевать темную силу невозможно. Поэтому тот, кто не понимает для себя значения поста как времени, которое Господь определяет специально, чтобы человека укрепить, тот еще ничего о посте не знает.

Мы с вами несовершенны, и имея то, что мы имеем – наше падшее естество – мы должны понимать, что те страсти, которые мы с вами обретаем в себе, нуждаются во врачевании, в искоренении того греховного, что им свойственно. Есть так называемые «естественные страсти», которые имел и пришедший в этот мир Спаситель Христос. Но вот в нас они стали греховными – тогда, когда совершилось грехопадение и в нас перемешалось доброе со злым. И сейчас, совершая даже доброе дело, мы порой испытываем воздействие тех греховных страстей, которые нам свойственны в нашем падшем состоянии. Бывает, человек ощущает, что ему неудобно отчего-то – бывает ему холодно или жарко – и у него уже вырабатывается некий рефлекс: он готов надеть теплую вещь, закрыть дверь, использовать разные технические средства, чтобы обрести состояние комфорта.

Если рассуждать о духовной жизни – невозможно привести себя в норму без поста, без воздержания. И это искусство воздержания – воистину богатство, данное в Церкви, но не зная правил говения, или, более того, составив себе некую страшилку о том, что пост – это только голодание, можно легко обесценить это богатство. Неправда: это не голодание, это то посильное воздержание, к которому каждый из нас свободно и добровольно должен прийти, учитывая разные обстоятельства: возраст, немощи, некое то или иное положение в жизни, в пространстве, когда нет возможности полноценно воздержаться телесно от чего-то. Но вместе с тем, это и то состояние, которое именуется «постом внутренним», то есть это усиление духовной жизни, потому что пост – это только вспахивание земли, именно так рассуждают об этом отцы Православной Церкви.

Для того, чтобы иметь полноценное оружие, его нужно не только заточить, но еще и пустить в ход. Вот поэтому преподобный Серафим Саровский писал, что пост без молитвы бесплоден, а молитва без поста тщетна. Вот почему необходимы эти два условия. Для одержания победы над силами зла они являются ключевыми, и Сам Христос в Евангелии, обращаясь к каждому из нас, рассуждая о битве, о невидимой брани с темными силами, восклицает «сей род (то есть падшие духи) изгоняется только молитвою и постом». Не существует других средств. Поэтому те из нас, которые хотят беса победить, должны учится искусству поста. Те из нас, кто желают искоренять в себе свойственное нашему падшему естеству, а именно – гордыню, самолюбие, вранье, тщеславие, хвастовство, сребролюбие, самомнение, лукавство, гнев, раздражение, осуждение, леность и так далее – не могут не поститься. Иначе, без использования данных средств, любое рассуждение на эту тему – это либо ложь и хвастовство, либо просто пустые слова.

А начинается путь человека к посту с его готовности задуматься о важности этого понятия. Некоторые толкователи священных текстов называют пост «духовной стражей» и сравнивают его с караулом, который несет воин, поставленный охранять нечто значимое. Достичь вечности со Христом без поста невозможно. Вот почему Сам Спаситель мира показывает пример и постится, удаляясь в пустыню. Вот так и нам в течение поста предлагается некоторое удаление – не только от определенной пищи, но и от тех развлечений, которые бывают свойственны нам в иное время. Важно их разумно ограничить, так как полностью отказаться от чего-либо свойственного нашему состоянию было бы неправильно. Вот почему важен совет духовника. Ибо тому, кто никогда ранее этого не делал, необходимо хотя бы предварительное рассуждение и разговор со священником, чтобы определить миру воздержания и в пище, и в действиях, и в мыслях. Ибо важно учиться не только тому, как правильно поступать, но и тому, как верно мыслить, и осваивать это искусство нужно с первого класса. Если кто-то этого не осознаёт, то он ещё ничего в духовной жизни не понимает…

Есть различные сферы деятельности человека, и любой поступок предварительно обусловлен мыслью о нем. Если неправильная мысль обуяет человека, то вместе с мыслью пускается в сердце и тот дух, который является водителем этой мысли. И пуская в свое сердце вместе с мыслью темную силу, человек заражается этой мыслью, она зреет в нем и рождает потом некое действие, словом или поступком выраженное в реальном мире. Вот почему святитель Григорий Богослов пишет: «Дух творит себе форму». То, что ты внутри будешь иметь, то вовне будет выражаться делами твоими.

Мы вступили с вами в дни Рождественского поста. Он не является строгим, то есть в течение этого поста мы вкушаем пищу, которая отличает его от наиболее строгих Великого и Успенского постов. Есть еще однодневные посты, которые по строгости равны посту Великому. А Рождественский и Петровский посты – они менее строгие: это некие ступени, бережно предложенные человеку по пути к Небесному Царству. Стоит ли начинать поститься? Да. Попробовать? Да. Продолжить? Да. Оступились, сбились с пути? Бывает. Всякому, вставшему на этот путь, Бог поможет. Но для того, чтобы дать Богу помочь себе более действенно, важно почитать о посте, и более того: желательно читать о посте каждый день, хоть немного, хоть самую малость.

Это сродни тому, как человек напитывает себя влагой. Вот он жаждет, он хочет пить: попьет – и так ему хорошо! А бывает, человек утратит много влаги – пробежал ли он какую-либо дистанцию, или просто долго не пил, – и так мало ему в жизни надо! Ну, вспомните состояние, когда хотелось сильно пить. Вспоминаю, после сошествия Благодатного огня мы шли от храма Воскресения Христова до Гроба Господня, и вода – маленькая бутылочка, которую можно было взять за считанные шекели, – в этот момент стоила 10 и больше долларов. И люди покупали и пили. Вот она, мудрость древнего народа! Если наша мудрость не будет дальше этой мудрости простираться, то мы можем только внешним заработком ограничить развитие своих способностей. Но разве только для этого создан человек? Если Всемогущий, любящий мудрый Отец предложил Своим чадам примером Своей жизни воздержание как условие духовного совершенствования, то неужели нам с вами пренебречь этим советом?..

И вот здесь, дорогие, нужно определить свою меру. Я обращаюсь сейчас не только к родителям, я обращаюсь к детям, к юным: поститься надо. Мне нередко приходиться сталкиваться с беспечностью взрослых людей, которые выбивают из рук своих детей оружие воздержания.

– Неужели ей (или ему) уже нужно поститься?!

– Конечно. Только пост у них может быть другим.

Давайте подумаем, учитывая всё-всё, что было сказано, что сейчас по силам для вашего чада. И нужно, определившись, поговорив вместе, порассуждав о значимости, призвать его к этой страже, к взрослому серьезному деланью, к которому и он имеет склонность. Его нужно заинтересовать этим и найти эту малую толику, чтобы он взялся за нее по-взрослому. Но не навесить на него бремена неудобоносимые, чтобы он задыхался, бедненький, позеленел от голода, почернел от злобы, и так и «ждал» светлого праздника Христова Рождества! О ужас, о картинка! Безумие!

Дорогие мои, давайте и в другую сторону не передёргивать тогда, давайте не выбивать это оружие из рук юных: ведь им тоже трудно в жизни. Важно учить этого человека. А вместе с тем, ну конечно, мы будем срываться, мы будем оступаться, но как можно быстрее нужно снова вернуться на эту дорогу. Вот только что папа был раздражён и что-то нелицеприятное сказал своему семейству, но он спохватился, что он неправильно поступает, и извинился. Ах, как здорово! Какой приятный аромат от этого поступка. Но можно не поступить так. Можно усугубить состояние поста, и, продолжая вкушать постную пищу, мучать своих близких, издеваться над ними. Во имя чего?..

У меня есть близкий знакомый, родители которого живут в ОАЭ. Он приезжает к ним нередко, и, будучи православным христианином, отмечает, как трудно ему бывает общаться с братьями-мусульманами, которые постятся. Есть понятие поста и в исламе. Это иной пост. Это попытка реализовать правду, взяв эту правду и исказив. Это отдельная большая история. Но вот они не едят в течение всего дня, а потом, с заходом солнца, объедаются. Вот такой пост. Это, конечно, неправильно. Здесь видны отголоски правды, и можно посочувствовать, пожалеть, но это искажение поста. Но вот пока они воздерживаются в течение всего дня, и не едят, и не пьют, – как отмечает мой знакомый и многие, посещающие эту страну, – в это время люди там находятся в состоянии озлобленности. «Я боюсь в такси садиться: он злой, этот таксист. Он постится. Но если я приезжаю поздним вечером, я не боюсь, потому что, поев, таксист подобреет – как Карабас-Барабас».

Давайте для себя вынесем нечто важное и из этой истории. Давайте задумаемся о том, что у нас в руках оружие, и если неправильно им пользоваться, то можно порезаться, можно больно ранить себя и окружающих. Как важно этому искусству учиться! То, о чем мы рассуждаем с вами сейчас, имеет отношение к самому главному: к спасению, к изменению человека, к тому, что именуется «обожением» в богословии. И важно начать эту школу осознанно, добровольно и свободно каждому человеку: «Я хочу научиться этому искусству. Господи, помоги мне! Я желаю начать с чего-то маленького – дай мне возможность, благослови меня. Я тоже хочу учиться быть христианином. Я желаю попробовать. Я имею внутреннюю потребность войти в состояние войны со злом. Я хочу повоевать с ним и желаю вкусить радость от победы!» Ужель это не радостное, не доброе желание?

Мы вступили с вами, дорогие братье и сестры, на тропу войны. И важно заручиться тут поддержкой и благословением Церкви, необходимо понуждать себя хотеть овладевать этим мастерством и как можно чаще стараться причащаться Святых Христовых Тайн. И искать эту возможность, испрашивая совета и благословения духовника, укрепляясь духовно и телесно, ибо пища влияет на мысли: это сложный механизм поступательного развития личности. Перед нами дорога в сорок дней. Можно попробовать – и что-то произойдет, и наверняка получится. И даже если мы с вами увидим в конце, что получилось плоховато – но мы же старались, мы же хотели, и Бог это будет видеть. А значит, не напрасны были наши страдания, труды, сложности, и дальше что-то откроется в человеке, в его сердце, в его уме. Он иначе будет смотреть на многое: будет учиться дорожить тем, чего прежде не замечал; осознает и сумеет вместить то, чего прежде не видел; непременно он тогда по-другому отнесётся к понятию Рождества Христова, вмещая его уже иначе – более духовно, проникновенно, правдиво, искренне, возвышенно.

Мы вступили с вами на этот путь, и Сам Господь нас благословляет идти. Давайте не останавливаться и доверять Господу.

Всех вас еще раз с Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев