Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 7 ноября 2015 г., канун дня памяти св. вмч. Димитрия Солунского (Всенощное бдение)

Дата: 
7 ноября 2015, суббота

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днем и днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого, небесного покровителя святого благоверного князя Димитрия Донского.

Во втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет, обращаясь не только к верующим той Церкви, но и – через годы, через столетия – к каждому из нас: «Испытывайте себя в вере вашей». Что имеется в виду в этом апостольском призыве? Как может человек испытать себя сам? Каков критерий этой оценки испытания и что позволяет нам быть убежденными в правильности ответа на задаваемый вопрос?

Как может испытать себя человек? Для того, чтобы это происходило в жизни человека, Господь дал Церковь. Приходя в это место, которое является местом материнства, поскольку Церковь – мать для каждого приходящего сюда человека, христиане имеют возможность напитаться здесь правдой. Когда хозяйка полагает в соляной раствор зрелые плоды, то душистые огурцы с грядки, пропитываясь солью, могут порадовать гостей за праздничным столом. Когда сладкие плоды летом закрываются умелыми руками в стерилизованные банки, то обычно они засыпаются сахаром в специальной пропорции, чтобы полагаемое не прокисло, не вздулось, не взорвалось.

Есть правила, которые Господь предлагает человеку для того, чтобы человек мог закваситься внутренне, чтобы, войдя в состояние веры, – а зерно веры вложено в каждого из нас, оно есть в нашем сердце, в нашей душе, – мы должны окружать себя тем, что позволяет нам пропитаться этим состояние и измениться. Испытать себя в вере невозможно человеку без регулярного, заметьте – регулярного – изучения, просматривания и размышления над Божьими заповедями. Всматриваясь в значение слов Божественного закона, а вместе с тем находясь под мудрым руководством пастырей Церкви и участвуя в Таинствах и обрядах, человек меняется. В нем возрастает внутренняя готовность стремиться к нравственным идеалам, которые вложены в каждого, но стремление к которым не всякий полагает необходимым в себе воспитывать.

Вот почему в те далекие годы ранней Церкви Апостол обращается к каждому из нас с призывом испытывать себя: то есть вот так, приходя на исповедь к священнику, раскаиваясь в содеянном, просматривать свою жизнь и испытывать себя в вере. А затем, получая в храме Божьем задел, в течение периода до следующего участия в таинстве покаяния, человек исповедует свои грехи всякий раз, когда рассуждает о вечности – не только ежедневно читая вечерние молитвы, но и, как сказано у преподобного Никодима Святогорца, «даёт совести укорить себя» всякий раз, когда он поступает плохо. А вот определить, что хорошо, а что плохо, невозможно, не испытывая себя в вере. Вот почему и восклицает Апостол о важности делать это.

Продолжая свое рассуждение об этом, Апостол пишет дальше: «Молю вас, делайте добро, не совершайте зла». Для того, чтобы закупоренная банка дожила до трапезы и порадовала в оный день тех, кто ищет торжества, нужно поставить ее в то место, где поддерживается необходимая температура. Если этот сосуд с раствором поставить в место, где нет верной температуры, то мы можем не дождаться вкусного плода за праздничным столом.

Каждого из нас приглашает Господь на пир, и эта Божья трапеза, этот свадебный пир в Небесном Царстве имеет место для каждого из нас. Именно поэтому, беспокоясь о нашем состоянии, апостол Павел предупреждает нас о важности добровольно и свободно, сознательно выбрать путь жизни в добре, борясь осознанно с тем злом, которое нужно ещё в себе увидеть и признать. Вот почему, рассуждая о необходимости испытать себя в вере, Апостол показывает, какие ступени возводят человека на небо и что служит условием постепенного его возрастания в Духе Святом.

Далее он говорит о важности совершенствоваться. И вот здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста. Как удивительно красиво пишет этот богослов, ученый муж Церкви: что подобно спортсмену, разминающему свои мышцы и готовящемуся к важному соревнованию, и христианин, готовясь к Вечности, должен практиковать в своей жизни духовную тренировку. И это постепенно должно сделаться в нашей жизни навыком. Невозможно за один-два раза, или нерегулярно практикуя эти упражнения, добиться результата. Более того, наше падшее естество чаще не склоняется к этому, а требует иного. Если командиром в нашей жизни будет тело, если мы не будем радеть о духовном, не будем понуждать себя к тому, чтобы учиться гореть в вере, – если этого не будет, тогда связь прервется. Тогда нить между землей и небом либо расслабится, либо оборвется вовсе.

Завершая свое послание, Апостол рассуждает о важности благословения и сам преподает благословение тем, кто ищет правды. Потому что без Божьего благословения в этой жизни ничего не совершается доброго. И всякое доброе дело, которое совершает человек, соделывается добрым только тогда, когда мы испрашиваем у Бога помощи. И всякий раз, когда наше желание совершить добрый поступок реализуется, мы совершаем его вместе с Богом. Он наш верный помощник. И мы тренируемся совершать добрые дела, привыкая к тому, что это радостно, что это приятно, что это полезно и спасительно.

Всякий раз, когда мы слышим чей-то призыв, мы отвлекаемся. Когда кто-то слышит некий возглас, обращенный к нему, он либо оборачивается, либо спрашивает, но как-то реагирует, потому что чувствует, что обращение к нему требует ответа. Вот поэтому слово Божье нужно слышать каждый день, чтобы человек отвечал Богу на призыв. Да, бывает наш призыв друг к другу остается не услышанным. Увы, очень часто Божий призыв к нам мы тоже не слышим. Но если мы откликаемся на него, пусть даже скупо и сухо, у нас есть шанс постепенно привыкнуть отзываться на Божий голос. И когда Он нас позовет из этого мира, мы не только услышим, но и скажем: «Я, Господи!»

Так важно Его исповедать, успеть осознанно исповедать в этой земной жизни! Испытывайте себя в вере и вы! Каждому человеку в этой жизни Господь даровал время для подготовки к вечности. Будем стараться, братья и сестры, пользоваться этим временем, чтобы не опоздать.

Всех вас с праздником!

Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев