Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. 1 ноября 2015 г. (Литургия)

Дата: 
1 ноября 2015, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Так получилось, что некоторые из вас сегодня проспали Евангельское чтение, так бывает. Я понимаю, что вам стыдно: это хорошо, но если в следующий раз будет то же самое, тогда это будет печально. Потому что если вы не младенцы, а взрослые, то вам необходимо слышать Божие слово.

Порой, наблюдая за цветами, которые остаются без влаги, – особенно в жаркое время года или в теплых странах, – можно заметить увядание их красоты. Вот так и наша духовная красота увядает, если мы вне Божьего слова. Вначале, конечно же, приходится понуждать себя, потому что мы духовно не выстроены и наше падшее естество сопротивляется: ему не хочется читать Евангелие. Но если эту сухую землю нашего сердца не орошать Божественной влагой, то мы ничего не поймем из происходящего в мире, мы не услышим, не вместим.

Сегодняшнее Евангельское повествование большинству из стоящих в храме очень хорошо известно. Притча о Сеятеле, о разном качестве земли нашего сердца, в которое всеивается Божие слово. Как трудно бывает посадить семя на целине, чтобы оно взошло! И как непросто бывает в тех местах, где камни. Специальный грунт нужен, чтобы из посеянного что-то выросло. А если бросить в камни – какое семя из камня прорастет? Но на доброй земле – добрые плоды.

Всё как будто бы ясно. Есть святоотеческие рассуждения о том, что мешает прорости Божьему семени в нашем сердце. Так что же? Беспечность. Более того: духоносные Отцы Церкви дают классификацию беспечности. Представляете? Оказывается, беспечность наша бывает трёх видов. И первую, если ласково обозначить, они называют «благодушной беспечностью». То есть – вроде бы, и в Бога-то верю, и слышу всё, и пытаюсь даже жить по Божьему слову, но – недолго. А потом остываю очень быстро – и не принимаю. Слышу – но не внимаю. Если такая беспечность поражает человека – это болезнь. И невозможно ее врачевать, если не работать над этим.

Если в поликлинику духовную не прийти, на приём к доктору – к священнику – не записаться, не получить у главврача больничный лист и потом не начать со вниманием лечиться, то постепенно эта беспечность закрывает для человека Небо. Он может даже ссылаться на Священное Писание, потому что он ходит в храм, но – живет беспечно, то есть без попечения о духовной жизни. Он усваивает некие категории духовной жизни, но не живет по ним; рассуждает, но не старается.

Вторая беспечность – злая. Когда человек, как в той притче про домоправителя, получает от Бога определенные полномочия и полагает, что может пользоваться этими полномочиями долгое время, потому что господин пока далеко и не видит, что происходит. «Пока он ещё придет! Я пока попользуюсь. Я столько имею талантов, Бог наградил меня внешними данными, он дал мне различную собственность. Я буду пользоваться этим, потому что я молода, сильна, плодовита – как та лоза, которая многое может принести!»

Но если есть невыстроенность духовная, то такой человек начинает жить только для себя и получаемое с этой нивы присваивать только себе. Греха нет в том, чтоб питаться от возделываемой нивы, но только нужно учиться питаться не только самому, а это уже целое искусство. И без Церкви невозможно его освоить, потому что ни одного доброго дела без Бога не сделаешь. И вот несчастный домоправитель мучает тех, кого Господь дал ему в попечение, полагая, что господин придет ещё нескоро. А он приходит неожиданно. И нужно отвечать.

А вот третья категория беспечности – это ленивая беспечность, равнодушие. В качестве примера такой беспечности Святые Отцы приводят Притчу о десяти девах – мудрых и юродивых. Девы юродивые, зная, куда идут, не взяли с собой масла для своих светильников. То есть пришли в то место, где нужно явить наличие – а у них нет. Это беспечность: ты же должен иметь с собой сейчас, но ты не позаботился. Рассуждая дальше на эту тему, святые Отцы предлагают нам рисковать. Они предлагают нам рискнуть выйти из состояния беспечности. Бывает, привыкает человек жить в некой теплой вони. Болотце его – уже как согретое гнездо. В нем, конечно, не очень удобно, но как-то привычно уже. А выйти? Но ведь там, снаружи, на улице не май-месяц! Прохладно, опасно.

Сколько раз приходилось и мне, и, наверное, каждому из вас слышать рассуждения о Церкви как о каком-то странном месте:
– Что? Церковь? Да ну! Я ещё поживу немножко. Сейчас я ещё пока молод, я ещё успею. Успею. Да, я приду. Приду-приду, потом.

Эта первая стадия болезни. Вторая – когда люди о Церкви слышат, но им трудно воспринять. Третья – это когда уже дошел в Церковь, но слово священника жжет человека. Забежал, что-то привело, но мера твоя уже исчерпана, дальше невозможно и хочется убежать из Церкви.

Вчера была история интересная, вы знаете, прямо к сегодняшней притче. Приехали муж с женой и привезли старую разваливающуюся икону. Стекло в ней разбито, части стекла вообще нет, можно порезаться. Киот поврежден так, что нужен искусный столяр, чтобы восстановить его. Сама икона небольшой художественной ценности, но ведь это икона, святыня. Состояние ее ужасное, она сильно разрушена. И вот они принесли ее и говорят: «Батюшка, возьмите». Я их спросил: «Скажите, пожалуйста, я хочу вас спросить. Спасибо, что принесли, но вам не кажется, что это будет мне обременением? Вы пытаетесь сдать ее мне: ну, заберите ее, сделайте с ней что-нибудь! Вы меня обременяете этой иконой. Я, конечно, ее возьму, если вы не возьмете ее себе обратно. Может, восстановите вы ее и тогда в храм принесете? Что ж в таком состоянии-то?» И муж говорит: «Тогда на помойку выбросим».

Я их спросил: – Вы верующие?

– Нет.

Это была его мера – эту икону не сразу на помойку выбросить, а в таком состоянии, жутком, принести сюда в храм. То есть что-то теплится в его сердце, почва ещё не до конца затвердела. Икона в ужасном состоянии, ее даже поставить некуда, она огромная. Но он её довез – это его мера. А на большее он не готов. А мимо проходила женщина, наша прихожанка, и она говорит: «Батюшка, а можно я ее возьму себе?» Это была ее мера. Она взяла этот талант и положила его в добрую почву.

Нам предлагается в этой притче задуматься о любви Божией и о нашей ответственности по отношению к этой любви. Потому что она, эта любовь, отражается даже в земле. Вроде бы земля – не зеркало, но в земле нашего сердца отражается Христос, Его забота о нас, попечение о каждом моменте нашей жизни.

Аминь. С праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев