Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. 25 октября 2015 г., день памяти Святых отцев VII Вселенского собора (Литургия)

Дата: 
25 октября 2015, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу вас, дорогие, попросить об одном честном признании. Хочу в ваши глаза посмотреть. Кто опоздал на Евангелие, пожалуйста, поднимите руку. Повыше. Опустите, пожалуйста. Спасибо за честность вашу. Я прошу вас не опаздывать, потому что это очень важно. Это духовная автозаправочная станция. Не пришел, не услышал, не получил, не заправил – не поедешь. И я не преувеличиваю ни на йоту. Не пришел, не получил разливаемое в сердце – не сможешь доехать неделю по Божьему благословению. Он ждет тебя, чтоб дать тебе здесь, на службе, неземное. Подставь свое сердце, открой его. Дай ему напитаться Божественным глаголом. Вся жизнь человека напрямую связана со словом Божьим. Иссохшая земля души нуждается во влаге. Святые отцы пишут: «Евангельское повествование воскресного дня старайся во всю неделю возгревать в памяти своей, в своем сердце, и ощутишь сладость небесного рая».

Сегодня рядовое, положенное в эту неделю, Евангельское чтение повествовало о горе несчастной женщины, вдовы из города Наина, которая потеряла кроме мужа последнее, что у нее было в этом мире земном близкого и родного, человеческого, – сына. И эту процессию погребальную, похоронную встречает у врат сего града Спаситель. Читая в сердце, как в книге, Он замечает состояние этой женщины (как может этого не чувствовать Бог?)

Как интересно пишут толкователи Священных текстов! Представьте себе, они ее в жизни никогда не видели, эти толкователи, но святым людям Господь дает духовное ведение – они прозревают прошлое и будущее и чувствуют духовное настоящее. Что они пишут? В III, IV, VI веках, в XIX веке пишут, заглядывая туда, в первый век христианства! Представляете, из будущего в прошлое смотрят и читают как в книге в сердце женщины, которой никогда не видели!

Женщина полюбила, вышла замуж, родила сына – и муж умирает. Она растит его – и сын умирает. И она в горе от потери. И вот тут удивительный момент… Знаете, когда-то – это уже в прошлое уходит, но кто-то еще застал время, когда письма писали на бумаге, – как, бывало, ждешь письма! А если далеко находишься, а если в армии служишь – ох, как ждешь письмо! У нас старшина был в армии, хороший такой «батька», хороший воспитатель с чувством юмора, которое трудно понять мирскому человеку. Он воспитывал, и трудно было понять на первых ступенях воспитания что то, что он делает – не безумие. Потому что вначале его ненавидели, а потом – благодарили, за то, что он давал эти школы выживания, чтоб потом людям не погибнуть. И в процесс воспитания молодых мальчишек входило: в нужный момент поставить на мороз или в слякоть, чтоб они дрожали, воспитывая мужество. И вот тут он, одетый в теплое, письма раздавал. Льет дождь, ты мокрый стоишь, а он медленно так читает, кому письмо. Называет письмо, а потом говорит: «Авиа» – и оно летит и падает в воду… Вы знаете, если это вырвать из контекста, то это – издевательство, но это было не так. Это была школа воспитания молодых мужчин. Это не ужас. Женщине этого не понять. Если вырвать из контекста – это безумие. Но для формирующегося мужчины это было важно, чтоб потом проходить школу жизни. Это так же, как мужчина не может вместить, что такое роды.

Вот у каждого этапа жизни есть такие события. И эта женщина, потерявшая все, она эту весть услышала от Бога, Который ей сказал: «Не печалься, Я здесь. Я все могу. Поднять тебя оттуда, из слякоти твоей жизни, вернуть тебе радость, которую ты, казалось бы, утратила. Я все могу. Почему ты пребываешь в этой знойной печали, иссушающей тебя? Почему не зовешь Меня, не обращаешься ко Мне?»

Этот возглас Христос обращает к каждому из нас, сквозь годы и столетия: «Почему не обращаешься ко Мне в трудных ситуациях твоей жизни, почему тут же начинаешь унывать, впадать в состояние раздражения?» Так бывает стыдно, что мы порой в мелком, в маленьком не желаем потерпеть и тут же Бога забываем. Как только вспомнишь – всё тут же иначе. И день солнечный, и на сердце радостно, и на душе светло. А стоит только забыть – тяжко…

И Он поднимает, воскрешает этого юношу. И святые, обращаясь к нам, говорят: «Это тебя, человек, Он готов поднять с одра смерти твоей. Если ты живешь в этом мире, о Боге забывая, – ты умираешь. Это тебя несут из врат Небесного Царства. Это тебя Он встречает во вратах этого города и поднимает, чтобы ты захотел жить с Богом, чтобы Бог стал центром твоей жизни. Не окраиной, не в отчерченном Ему только одном маленьком уголке нашего дома – мол, там Твое место, посмотрю на Тебя иногда, лоб перекрещу, пробормочу чего-нибудь: «Дай! Дай скорее, ну!»

В духовной жизни важна система. Как трудно бывает хормейстеру в начале пути создавать хор: из разрозненного, из неустроенного, из невыстроенного, из такого нечистого мусора вдруг… Да не вдруг, а постепенно, огромным трудом, создается то, что потом поражает. Как? Вот так! Милость Божья, таланты, данные от Него, и труд, огромный труд. А в духовной жизни – то же самое. Если не поливать эту ниву, если не понуждать себя к тому, чтобы каждый день тренироваться, – ну бывает, конечно, что и мышца потянется, бывает всё что угодно, – но надо понуждать каждый день себя, чтобы молиться, Евангелие читать, размышлять о Боге, духовные книжки открывать каждый день. Каждый день! Понемногу хотя бы практиковать. И тогда зазвучит хор в сердце, и тогда поднимается с одра смертный человек и слышит, что Бог кричит ему давно «Здесь Я! Ну как ты живешь? Ну что ты? Ну разве так можно? Я столько жду у града твоего сердца, чтобы ты почувствовал, что Я рядом, что Я люблю тебя, верю в тебя, и всегда поддержу, прощу тебя и помогу тебе».

А вот каково было людям, которые окружали эту женщину? Они о разном думали. Кто-то сочувствовал, но внутри сердца своего думал: «Как хорошо, что это не со мной случилось. Вот у меня и близкие еще живы, поплачу немнжко с ней, а потом пойду и буду жить». Вот к нам, которые слышат эту историю и сегодня еще многое имеют, обращается Господь.

«Давай просыпайся, потому что если ты не встанешь, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – по благословению Божьему не захочешь жить, тогда включается то, что именуется Божьим произволением». То есть Бог начинает звать усиленно, лишая чего-то и кого-то, чтобы ты встрепенулся. А если ты и здесь не слышишь, тогда попущение Божье усиливается еще больше вокруг тебя, чтобы ты проснулся и имел готовность, пробудившись, идти к Богу и к небу. И здесь можно сказать «Аминь», завершая проповедь на Евангельскую тему. Так я и сделаю. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев