Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Канун Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. 3 октября 2015 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
3 октября 2015, суббота

Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно приветствуем и поздравляем с Воскресным днем, Попразднством Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также днем памяти святителя Димитрия Ростовского.

Этот угодник Божий, покинув родные Украинские земли, где он получил образование и обрел внутреннюю готовность служения на ниве усовершенствования своих талантов пред престолом Божиим, направился в ту часть земли Русской, которая и ныне является местом духовного делания для многих подвижников современного искусства святости, потому что по-прежнему та Ростовская земля богата талантами христианской жизни, и духовные школы, духовные училища, и различные святыни и монастыри помнят свет доблести духовной великого угодника Димитрия.

Когда, устраивая в духовной школе театр, будущий святитель ставил спектакли на библейские и нравственные темы, на эти представления собирались люди, ищущие Божьего слова, но не могущие или не готовые ещё воспринимать его в чистом виде, потому что к высоте этой духовной жизни нужно ещё подойти и научиться. Научиться с малого, потому что всякий путь человека к Богу сопряжен с испытаниями, и нужно сначала стать на первую ступень – ступень готовности учиться трудностям, сложностям и важности смирении. Поэтому, рассуждая о понятии смирения, часто возникает состояние внутреннего человеческого нежелания дальше идти в возможности это чувствовать и слышать. Когда мы с вами рассуждаем на тему духовной жизни, важно иметь перед собой должные примеры для духовного совершенствования. И, воспринимая опыт идущих этим духовным путем перед нами, всякий из нас имеет чаяние и стремление хоть в малой степени преуспеть.

Жизнь святого Димитрия Ростовского – это огромный подвиг, о котором стоит рассуждать всякому ищущему спасения. Перед нами страницы жизни благоговейного отношения к святым. Потрясенный состоянием Ярославской и Ростовской земли, того мира, который окружил истинного пастыря Церкви, возмущённый духом, церковный иерарх писал о том, как люди забывают бережно относиться к своему храму. А вместе с тем, рассуждая о Божьем доме, был в состоянии возмущения, когда наблюдал, как относится человек к храму своего сердца. И, проводя параллели от чистоты сердечной к чистоте храма, рассуждал о важности и пастырю, и мирянину-христианину учиться чистоте мысли.

Когда перед нами открываются страницы жития этого святого, есть над чем задуматься всякому, кто размышляет о вечности. Иной раз, наблюдая свое отражение в зеркале, человек бывает им недоволен, и, прихорашиваясь, думает убрать те неблаговидные линии со своего тела, которые мешают ему видеть красоту. И вот так ставит перед нами препятствия в жизни Господь и дает нам инструменты для того, чтобы мы научились сглаживать неблаговидные линии не только снаружи, но и внутри себя.

Рассуждая о житии святителя Димитрия и вглядываясь в глубину того периода его служения, который совпал с необходимостью этому церковному иерарху призывать людей к благочестию, поражаешься тому, как люди, которые получили в удел много святынь, не берегли этой святости. И, проводя параллели к современности, к происходящему вокруг нас, поражаешься, увы, нередко, тому отношению к святыням со стороны русского человека, которое наблюдаешь сейчас, здесь, в этом мире, среди окружающих тебя людей. В первую очередь – в отношении самого себя. Наблюдая за тем, как иной раз спохватываешься, с каким состоянием и чувством вошел ты в Божий храм. Успел ли ты перекреститься? А если да – то осознал ли ты, что ты сделал? И воспринимаешь ли ты то, что сделал, как пришествие к Богу? Осознаешь ли, в Чей дом ты вошел?

Как важно каждому из нас – и в первую очередь духовенству, в том числе современному духовенству, потому что, когда жил святитель Димитрий, в Церкви имели место быть те же проблемы, – так вот, как важно каждому человеку осознавать для себя, куда он направляет свои мысли. Если он посещает Божий храм только телом, но мыслями пребывает далеко от этого места, то необходимо задуматься, что нужно сделать, чтобы все стало иначе. Конечно, в одночасье перемениться мыслями невозможно. Конечно, став на путь христианской жизни, начать сразу, в одночасье, побеждать помыслы нереально. Но, осознавая для себя, что в этом мире есть предназначение значительно более высокое, чем услаждение плоти, человек понимает, что необходимо что-то начать серьезно делать, – но для этого важно иметь в жизни верный и правильный духовный ориентир. И чтобы эти ориентиры перед собой иметь, важно открыть для себя те жития святых, из которых черпает человек божественный нектар. Ведь когда он подражает в современной жизни тем лже-, псевдогероям, образом жизни которых нам предлагает заразиться с экрана современный кинематограф; когда для человека, ставшего на путь христианской жизни, увы, нормой не является целомудрие; когда печать безнравственности посещает сердца верующих людей и они падают на страшные сайты, и вновь и вновь с этим приходят на исповедь, рассуждая о христианской жизни и часто устами прославляя Бога, а сердцем не желают быть с Ним, – разве это не предательство веры? Разве это не богоотступничество? Разве это не бросание креста своего?

Здесь собрались взрослые люди, которые рассуждают о вере, которые стремятся своих детей воспитать в благочестии. А насколько каждый человек, который вступил на христианскую жизнь и учит своих детей, задумывался о послушании Богу сам? И в этом послушании насколько он стремился быть честным по отношению к тому, что он делает, а если стремился – то как долго он пытался это делать? Интересное стечение обстоятельств: на протяжение последних двух недель мне звонят и приходят сюда в храм те, с кем я общался в течение прошлых лет: пять, семь, десять, двенадцать, восемь, три года назад… Возвращаются и звонят с вопросами, как будто мы вчера расстались, пообщались и поговорили. С одной стороны, печально, что в течение этих лет они в храм Божий не приходили, а с другой – возможно, ты сам виноват в этом? Может быть, тогда ты не нашел лучшего слова, нужного слова, чтобы в их сердца вошло Божественное? Может быть, ты его не сдобрил своим отношением к христианскому деланию и примером своей жизни?

Как нередко приходят родители, воздыхая о своих детях и рассуждая, что у них не получается; видя немощи своих чад, рассуждая об их падениях, нередко унывают. Разве к этому призывает нас Господь? Ведь каждый из нас оступается, но всякий раз, оступаясь, имеет возможность подняться, чтобы призвать Того, Кто всегда рядом с нами, Готовый помочь нам в борьбе с мыслями, Готовый уладить в нашей жизни то необходимое, чтобы мы начали правильно относиться к трудностям; Тот, Который, являясь Милосердным Отцом и Отцом мира, вместе с тем – наш самый главный и большой Друг. Но что сделал я для этой дружбы? Как поддерживаю ее? Как иду к этой правде? Увы: просматривая свою жизнь, замечаешь, что это плохо получается. Но и это не повод для того, чтобы опустить руки. И в житии святителя Димитрия мы находим слова, связанные не только с конкретным внешним деланием, но и в первую очередь с готовностью этого святого быть искренним в отношении самого себя и беспощадным к самому себе в признании своей немощи.

Нередко родители, пытаясь проявить свою власть, не признают своих ошибок. Нередко те, кто поставлен управлять, стесняются своих ошибок и не желают показывать своих немощей и слабостей, являя вместе с тем их делами. Рассуждая на эту тему, святитель Димитрий воздыхает о необходимости признавать свою вину и тем, кто начальствует, и тем, кто находится под началом. Ибо в этом есть тоже огромная сила, когда, признавая свои ошибки, тот, кто поставлен на высоту, имеет желание и готовность измениться и показывает пример в покаянном чувстве, в готовности исправляться и что-то делать, потому что всякий оступается и, как сказано у премудрого царя Давида, «всяк человек есть ложь». Признание своей лжи и готовность идти в сторону выздоровления – это уже начало борьбы с болезнью, а всякая болезнь – от греха. И, встав на путь готовности бороться со злом в самом себе, ощущая свою немощь и болезнь, обращается человек к тем источникам, черпая из которых примеры доброй жизни, можно учиться быть христианином. И всякий раз, подходя к исповеди, воздыхая о своей немощи, надо учиться осознавать, что без Бога, сам, человек не в состоянии достичь ничего.

Мы с вами завтра будем заносить Крестное древо в Божий алтарь, и по окончании второй обедни, обращаясь к Богу, распятому на Кресте, мы можем о чем-то попросить Его. Думая об этом, в одной из своих проповедей – а они дошли до нас в сборниках – святитель Димитрий предлагает нам просить о благочестии и благоговении – для того, чтобы, начав двигаться в эту сторону, прийти к большему, потому что просто воспринять, что такое Крест, невозможно человеку, не ставшему на путь христианской жизни и не столкнувшемуся со скорбями и трудностями. Ведь только правильно преодолевая их, возможно испытать сладость от скорби и радость от потери.

Перед нами высота духовной жизни, перед нами – нечеловеческий подвиг, потому что человек, ставший на этот путь вместе с Богом, учится быть не человеком падшим, но восстающим человеком, желающим стать другим.

Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев