Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 1. 11.09.2015

Дата: 
11 сентября 2015, пятница

 

Друзья, мы с вами приступаем к изучению книги Деяний святых Апостолов. Обычно эту книгу читают перед событиями, связанными с Пасхой. И принято к этой книге относиться как к первой исторической церковной книге, где говорится о рождении Церкви, о первых днях ее существования, когда Христос уже возносится на небеса, верующие получают Духа Святого и начинают совершать своё апостольское служение.

Задача наших занятий – приучить каждого самостоятельно работать с Библейским текстом, чтобы, может быть, со временем организовывать какие-нибудь домашние встречи по изучению Библии. А также наша задача – проникнуть в мир святых Апостолов, в мир первых христиан. Понять, что это была за Вселенная Апостольская, как они существовали.

Прежде всего, надо понять простую истину, что Церковь рождается в среде еврейского народа. И надо иметь представления о жизни тех людей: как они одевались, что ели, как молились, какие у них были обряды и праздники. Когда мы с вами будем изучать эти вопросы, мы сможем войти в мир первохристиан и лучше понять Библейский текст и Новозаветное откровения. Но с самого начала мы должны понять, что Библия Иисуса Христа, Библия святых Апостолов и первых христиан – это только Ветхий завет. Новый Завет тогда не был написан. И только где-то к III-IV векам Евангельские тексты начинают встречаться, и Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна оказываются под одной обложкой. А достаточно длительное время первые христиане руководствовались Ветхим Заветом. Это была Библия Иисуса Христа. Его с детства, с 5-ти лет, как было принято в иудейской традиции, обучали алфавиту, чтению и пониманию текста. Детей начинали учить чтению с книги Левит. Те, кто читали эту книгу, невольно вздрагивают. Ведь это же такая серьезная книга! В ней говорится о женской нечистоте, о том, как приносить жертвы, о мужской нечистоте. Но в понимании людей того времени это была книга святости, она говорит о ритуальной чистоте и нечистоте, а дети по определению чисты, и они начинали изучать все книгописания с книги Левитов. Таков был мир этих людей.

Были ли у них утренние молитвы и вечерние? Да, были. Эти тексты сохранились до наших времен, мы их обнаруживаем среди Кумранских текстов, они сохранились в более поздних списках Александрийских Генис, где в свое время обнаружили огромную россыпь фрагментов разных текстов. Стержнем их молитвенной жизни была Псалтырь. Само слово «Псалтырь» – это название инструмента, но в еврейской традиции эта книга называется «Теилим», что означает «Восхваление». Псалтырь читалась в храме, в синагогах как служба первого часа, служба третьего часа, служба шестого часа, девятого часа. Конечно, православному нельзя ходить в синагогу, но, если бы он там нечаянно оказался, он очень удивился бы, услышав там двупсалмие, шестопсалмие и т.д., где даже псалмы совпадают.

Ко времени Иисуса Христа уже сложился тот уклад жизни, который был воспринят христианской Церковью и сохранен в том виде, в каком, по преданию, он восходит к царю Давиду. Некоторые слова, которые в нашей жизни имеют определенное значение, в еврейской, Библейской традиции имели более узкий смысл. Например, слово «Благословение». Мы просим благословения на работу, на учебу, но в древней традиции «благословение» – это дети. А почему? Древняя традиция определяет, что любое понятие раскрывается более полно по первому упоминанию этого понятия в Библии. Скажем, вино. Любитель вина скажет: «“Вино веселит сердце человека” – так сказано в Библии!» А жена любителя вина скажет: «Но сказано также, что “посмотри, как вино пенится. Как змея может ужалить человека, так и вино может причинить вред”». И чтобы понять, какое понимание наиболее доминирующее, смотрят на первое упоминание вина в Библии – где впервые сказано о вине. Это сказано в связи с ситуацией в жизни Ноя, когда Ной насадил виноградник, наделал вина, напился его, разделся догола и лежал в шатре. Так вот слово «благословение» – почему оно обозначает детей? Потому что впервые к человеку это слово – «баруха», «благословение» – употребляется, когда Бог говорит человеку: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Это даётся нам как благословение, как поручение от Бога: «И благословил их Господь, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Таким образом, счастье любой еврейской семьи времен Иисуса Христа было обусловлено наличием детей в семье. Если детей не было – таких людей, таких супругов подозревали в каких-то тайных грехах. Тогда считалось, что если дети есть – значит, есть Божие благословение, а если детей нет – значит, нет Божия благословения. А почему нет Божия благословения? – значит, у них какие-то скрытые грехи. И в то время считалось, что можно считать мертвым человека, который болен проказой, который нищий (кстати, делалась оговорка: он мертвый не потому, что нищий, а потому, что он не может подавать нуждающимся, жертвовать, а если человек не жертвует нуждающимся – он как покойник). И бездетный также считался мертвым человеком. В наших славянских текстах есть такое понятие: «поношение бесчадства». Когда люди много лет не имели детей – они молились, чтобы у них были дети, и когда дети вдруг появлялись – это с них снималось «поношение бесчадства». На них смотрели как на живых людей, которые исполнили первую Божию заповедь, которую мы встречаем в Книге Бытия: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Так вот, община первых христиан жила вот этими принципами. И община Апостолов –она тоже жила этими принципами. И более того – сейчас, например, религиозный праздник имеет значение общественное. Например, на Рождество мы собираемся в храме, на Пасху мы собираемся в храме. А во дни Иисуса Христа эти праздники всегда имели семейное значение. Пасхальная служба, самая главная, совершалась по домам, когда люди устраивали пасхальный «седер», и там было даже обозначено, какие диалоги должны быть между младшими членами семьи и старшими членами семьи. И вот эта привязанность древних иудеев к семье – она доминировала. И если мы этого не поймем – что главный акцент они делали именно на семью – мы не сможем понять, что такое Церковь как понятие в мировосприятии первых верующих.

Когда Христос в Кесарии Филипповой говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада да не одолеют ее», Он говорит как бы о большой семье. В посланиях Апостола Павла обычная семья тоже называется церковью. Сказано: «Пишу домашней церкви таких-то, таких-то...» То есть семья – это главная ячейка в Библейском понимании, ячейка жизни. И если человек не исполнил эту заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», тогда считалось, что он не исполнил самое главное, для чего он получил жизнь. Он должен был не только ее получить, но и передать дальше. И на такого человека смотрели как на тайного грешника, как на эгоиста, который замкнут сам на себе. Следовательно, рождение Церкви, то, как это описывается в книге Деяний святых Апостолов, это рождение некоей большой семьи. И вступая в эту семью – и имевшие детей, и бесчадные – люди обретали некую полноту бытия, ведь один верующий дополняет другого. Как апостол Павел рассуждает: «Рука, ты не скажешь ноге, что ты мне не нужна». И вот в Церкви, как в неком таком семейном организме, одни члены Церкви дополняют других. С другой стороны, мы знаем, что человек, живя на земле, проходит несколько школ любви: это Церковь (Церковь – это великая школа любви), это национальность, к которой принадлежит человек – она тоже великая школа любви, об этом много писал Апостол Павел. Но первая школа любви – это семья, обычная семья, и если человек в своей семье, в своем доме научится доброму, любовному отношению к другим людям, то когда он взрослеет, выходит за порог своего дома, он распространяет это дальше. И прежде всего – он создает свою семью.

В религиозном понимании семья – это, прежде всего, именно школа любви. И это первая духовная школа. В свое время древние обратили внимание на то, что в Библии несколько раз говорится о том, что родители обязаны обучать своих детей Закону Божию. В Пятикнижии мы находим несколько таких призывов. И древние обратили внимание на то, что нет ни одного призыва к тому, чтобы дети усердно занимались. Здесь возникает некая такая сложная ситуация. С одной стороны, есть Божье повеление, что родители должны обучать детей. Сказано: «Ложась, вставая, сидя за столом, идя» – то есть, куда-то человек идёт, и он должен во всех ситуациях обучать своих детей. Как можно обучать детей, ложась и вставая? Имеется в виду, что родитель учит вечерней молитве ребенка, когда он ложится ко сну. Вставая, он учит его утренней молитве. Сидя за столом, они изучают Священное Писание, Закон Божий. Идя, то есть, совершая какое-то поприще, ребенка учат, как совершать то или иное дело. И вы, наверное, помните, с чего начинается Богодухновенная Псалтырь: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей». Что мы здесь видим? Три положения человеческого тела. «Не ходит, не стоит, не сидит». Есть абсолютно пассивное положение человеческого тела – лежит. Ну, спит, ничего не делает. Как некоторые старцы говорили: «Спит – не грешит». То есть Писание – это наука о том, с кем мы можем сидеть вместе, а с кем нельзя сидеть. С кем мы можем ходить вместе, а с кем нельзя ходить, то есть совершать какое-то поприще. С кем мы можем стоять за одно, а с кем нельзя. И когда на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет – вот здесь надо понять, что в христианском понимании те знания, которые мы получаем из Священного Писания, это не сумма неких теологических рассуждений, метафизических или полуфилософских. Православие – это образ жизни. Это действительно: как я встаю, как я ложусь, с кем я сижу, с кем не сижу, с кем хожу, с кем не хожу. Это действительно образ жизни. И вот мир Апостолов, мир Иисуса Христа, Его детство, юность, молодые годы – все это было регламентировано Ветхим Заветом, потому что Ветхий Завет – это была единственная книга, которая считалась абсолютно авторитетной. Это Библия того времени, о которой мы будем читать так же и в книге Деяний Святых Апостолов.

Похоже, что сами Апостолы порой не придавали такое значение их писаниям, какое им придаем мы. Например, евангелист Лука пишет: «Многие уже стали составлять повествования об известных между нами событиях, и мне вот тоже поразмыслилось как бы вот заняться этим делом». Апостол Петр критикует послания Апостола Павла. Ему там что-то нравится. «Нечто неудобовразумительное» – как он говорит (это второе послание Петра, третья глава, пятнадцатый-шестнадцатый стих).

В послании к Галатам Апостол Павел спорит с апостолом Петром, обвиняет его даже в лицемерии неком. То есть это некая творческая среда, и отношения к собственным текстам было не таким, как мы воспринимаем Новозаветные тексты теперь. То есть, они достаточно критически подходили к тому, что сами писали. Например, Павел иногда делает такую оговорку: «Впрочем, не Господь, а я говорю», «Впрочем, не Господь, а я пишу». То есть, «это моё наставление; это не как у Бога, а это я подумал, поэтому не воспринимайте это как Слово Божие» – вот буквально так. Но со временем Церковь установила статус всех писаний Нового Завета как Богодухновенных текстов. Но в то же время в них передается некая такая динамика жизни этих людей: как они существовали, как они взаимодействовали друг с другом.

Евангелист Лука для нас имеет важное значение: он автор книги Деяния Святых Апостолов, которую мы с вами будем изучать. Что мы знаем о Евангелисте Луке? Мы знаем, что он был врач. То есть, он был представитель вот этого ремесла – медик, врач, целитель. Он был сотрудник апостола Павла. Сам Апостол Павел был христианин второго поколения; следовательно, Евангелист Лука – христианин третьего поколения. Мы имеем четырех евангелистов, и только двое из них – Матфей и Иоанн – христиане первого поколения. Марк – это христианин второго поколения, а Лука – уже третьего поколения. Лука написал две книги – это Евангелие от Луки и книга Деяний святых Апостолов.

Друзья, если вы будете ходить на эти занятия, большая просьба: берите с собой текст. Потому что когда мы будем проводить занятия по тексту и вы будете видеть этот текст перед глазами, то восприятие будет значительно глубже, чем если вы будете воспринимать его на слух. Отнеситесь к этому, как к некому такому семинару, процессу обучения. Ведь вы обязаны обучать своих детей – а для того, чтобы обучать других, надо самому учиться. Это очень важно – когда семейные люди изучают Священное Писание.

Какой день у Евреев тех времен считался главным? Суббота. Это был памятник миротворения. Почему памятник? Сказано: «Помни день субботний, ибо шесть дней Господь творил весь мир, а в седьмой день отдыхал от всех дел». Поэтому седьмой день – это памятник Богу Творцу, Который создал весь мир, это памятник миротворения. Но у Христиан появляется другой праздник, который не вытесняет субботу, но начинает доминировать. Это первый день недели. Если еврейская седмица начиналась с воскресного дня – она оканчивалась субботой. Суббота – это был седьмой день недели. Христиане меняют эту расстановку. В христианской традиции на передний план выходит первый день недели, то есть тот день, который мы называем воскресным днем. Но в Библии это первый день недели. Но здесь тогда надо вспомнить: а что Бог сотворил в первый день недели? Помните, мы с вами определились, что любое явление мы воспринимаем по первому упоминанию его в Библии. Сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Тьма над бездной. Дух Божий носился над водой. И сказал Бог: да будет свет, и стал свет. И Бог сказал, что это очень хорошо». То есть первый день недели – это день, когда был сотворен свет. И блаженный Августин пишет о том, что когда Бог сказал: «Да будет свет», то материя стала так стремительно распространяться, что Бог как бы прикрикнул на нее, чтобы она как-то упорядочилась. Но для нас ветхозаветный первый день недели – это день, когда воскрес Христос. Он воскрес ночью, и было очень много света, когда это произошло. Он так воссиял в ночи, что воины побросали свое оружие. Как при сотворении мира – свет, так и при воскресении Христа – свет.

Вот эти параллели имеют для нас очень большое значение. Они помогают нам лучше понять свою собственную веру. То есть реально в момент Христова Воскресения как бы мир творится заново. Как в самом начале – тьма над бездною и Дух Божий носился над водой, и сказал Бог: да будет свет! и стал свет, – так и когда Христос воскрес, то в ночи возникает этот сверхъестественный день. И для нас, христиан, книга Деяний святых Апостолов – это, в историческом понимании, «утренняя книга». Почему утренняя? Потому что здесь показан момент рождения Церкви. Если существование Церкви принять за 24 часа, то это самое утро, самый рассвет, когда Христос возносится, Дух святой сходит на Апостолов и рождается Церковь. День рождения Церкви – это день святой Пятидесятницы.

И входя в этот мир, в мир Новозаветной Церкви (а мы будем входить в этот мир через книгу Деяний святых Апостолов), мы будем понимать истоки. Очень важно возвращаться к истокам нашей веры. Наша святая вера возникает в день святой Пятидесятницы. Почему Иоанн Креститель уходит проповедовать в пустыню? Какой-нибудь человек несведущий скажет: «Ну, какая-то глупость, идти проповедовать в пустыню». Это всё равно, что вы пришли сюда в зал, а я где-то на пустыре встал и начал проповедовать. Как-то это нелепо… Иоанн Креститель, как поясняют святые отцы, пошёл проповедовать в пустыню, чтобы призвать еврейский народ вернуться к истокам. А истоки еврейского народа – это исход из Египта и сорок лет хождения по пустыне, когда Бог давал им Синайское Откровение. И вот мы, христиане, тоже нуждаемся в том, чтобы вернуться к нашим истокам. Наши истоки – это книга Деяний святых Апостолов. И это чтение имеет огромное значение для наших семей, для наших больших семей – приходов, ещё больших семей – епархиальных общин. Это имеет значение для всей Вселенской Церкви, поэтому в пасхальные дни читается книга Деяний святых Апостолов. Это начало церкви, это то, что мы называем истоком, без осознания чего мы не сможем правильно выполнять свой собственный Апостолат в той мере, в какой Господь нам предлагает его совершать.

Итак, автор книги Деяний святых Апостолов – это евангелист Лука, он же сотрудник Апостола Павла. Что значит «сотрудник»? Мы можем с вами представить, что Лука ничего не писал. Он не писал Евангелие, он не писал книгу Деяний – он просто записывал то, что ему говорил апостол Павел. Это вполне достоверно.

Евангелие от Марка – что это такое? Марк был сотрудником Апостола Петра, он записывал его Римские проповеди. А проповедь апостолов в чем заключалась? Они рассказывали о том, что они видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Вот Евангелия, как мы их читаем – от Матфея от Марка, от Луки, от Иоанна – это и есть апостольская проповедь. Они не давали никаких комментариев на слова Христа, они просто доносили до слушающих эти слова Христа, которые они запомнили. И когда мы читаем Евангелие от Марка, мы говорим: да, Марк – это Апостол второго поколения, христианин второго поколения. Но он же был сотрудником, секретарем апостола Петра, – значит, это проповедь Апостола Петра. А значит, это свидетельство верующего первого поколения. Ведь Петр очень много общался с Иисусом Христом. А Павел сам пришел очень поздно в Церковь. Он был врагом христиан, когда носил имя Савл (по-еврейски Шауль). Мы знаем об Апостоле Павле, что он несколько раз ходил в Иерусалим, и там он встречался с наиболее знатными, авторитетными христианами. Есть предание, что он очень часто общался с Божьей Матерью. И, следовательно, Апостол Павел, как человек самый образованный среди апостолов (он учился у ног равви Гамалиила, который был главой еврейского Сангидрина, Синедриона) – он мог диктовать евангелисту Луке то, что слышал от Божьей Матери, от самоочевидцев Слова – от тех людей, которые непосредственно общались с Иисусом Христом. В книге Деяний святых Апостолов Апостол Павел является одной из центральных фигур.

Книга Деяний святых Апостолов обрывается буквально на полуслове. Это неоконченная книга. Вы можете смотреть разные книги Нового Завета: в конце их стоит слово «Аминь». Книга как бы закрыта, окончена и запечатана. Но есть одна книга Нового Завета – именно книга Деяний святых Апостолов – где в конце нет этого слова «Аминь». Почему? Скорее всего, это связано с тем, что процесс написания этой книги прекратился во дни гонений императора Нерона против христиан, когда были казнены и Апостол Петр, и Апостол Павел. И Лука, если даже он и сохранился, он уже не смог ничего писать. Но есть здесь и некий духовный смысл: почему первая историческая книга не завершена. Ведь история церкви продолжается, она не оканчивается на Апостолах. Сейчас каждый из нас пишет историю Церкви собственной жизнью. И так, как мы живем, по нашей жизни будут судить о всей Церкви. Скорее всего, конец этой книги – это когда Господь придет в этот мир и произойдет встреча Церкви-невесты с Христом-женихом на воздусях. Вот тогда действительно Книга Деяний будет завершена.

В Евангелии от Луки мы видим Евангелие детства Иисуса Христа. То есть там есть события, связанные с детством Иисуса Христа, наиболее подробно описываются, что косвенно указывает на то, что Павел действительно общался с Божьей Матерью. И там есть интересная оговорка, что события детства Иисуса Христа Мария «складывала в Своем сердце». Что это значит? Значит, что Она запоминала с любовью то, что потом было записано в Евангелии от Луки: как в 12 лет Иисус Христос пошел в храм и там находился. Как Рождение Его было. То есть само Евангелие изошло из сердца Девы Марии. Она слагала в Своем сердце эти события – может быть, только для апостола Павла, который в подробностях это описал. Ну, конечно, и для Матфея – для всех, кто касался этой темы.

Поэтому, хотя мы с вами устанавливаем, что только два Евангелиста – это христиане первого поколения, это Апостолы первого поколения, – но так как в порядке сохранения предания никто из них не говорит от себя, мы со всей достоверностью воспринимаем авторитет каждого такого текста. Мы не видим дистанции между событием и тем моментом, когда записали это событие. В конце концов, Иисус Христос не оставил нам никаких книг. Он не писал книг. Мы знаем, что Он что-то писал на земле, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Есть предание, что вот эти мужчины, которые пришли, чтоб побить эту женщину камнями, – Христос смотрел на каждого из них в отдельности и потом писал его грех, потом смотрел на другого и писал его грех. И каждый из этих мужчин понимал, что их тоже надо побить камнями, и они быстро из толпы разбегались. И вскоре никого не осталось, все разбежались, поскольку каждый из них такой же преступник. Как сказано в послании к Римлянам: «Все согрешили. Все лишены Правды Божией. Нет праведного ни одного». Но Апостолы, как свидетели Иисуса Христа, доносят до нас слова Учителя.

Отличие книги Деяний святых Апостолов от четырех Евангелий заключается в том, что на передний план в этой книге выходит Третье Лицо Пресвятой троицы – Дух Святой. Помните, Христос говорил своим ученикам: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святого, Который научит и наставит вас на всякую правду». Личность Духа Святого наиболее полно раскрывается в книге Деяний святых Апостолов, где говорится о действиях Духа Святого в общине Апостолов. В целом начинается эта книга с события дня Пятидесятницы, когда Дух Святой сходит на изначальную Церковь.

Также мы видим Деву Марию в книге Деяний святых Апостолов. В этой книге рассказывается тот эпизод, когда Апостолы ожидали снисхождения Духа Святого. Они были единодушно вместе с Марией – Она была сердцем их общины. Дева Мария пережила свою Пятидесятницу в день Благовещения, когда к Ней явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодати полная, Господь с Тобой. Сила вышнего сойдет на Тебя, Дух Святой. И Рождаемое от Тебя Святым наречется». Иоанн Дамаскин обращает на это внимание, Владимир Лосский тоже обращает на это внимание: в жизни Девы Марии было две Пятидесятницы, два снисхождения Духа Святого – в день Благовещения и в день исторической Христианской Пятидесятницы. А как все мы помним, человек-христианин только однажды помазывается святым миром, переживает снисхождение Духа Святаго. И второй раз это происходит только в том случае, если христианина делают царем, ставят на царство. Вот почему мы называем Божью Матерь Царицей Небесной: Она сподобилась двойного помазания Духа Святаго. Есть святые отцы, которые говорили: «Да не двойного! Тройного!» Архангел Гавриил является и говорит: «Радуйся, Благодати полная». То есть –Ты уже Благодати полная, и дальше добавляет: «Дух Святой сойдет на Тебя и Рождаемое от Тебя наречется Святым». А потом еще плюс Пятидесятница. И разрешая это внешние противоречие, святые отцы говорят: да конечно, Бог приуготовлял такой сосуд, как Дева Мария, чистый сосуд. Мы видим из Ветхого Завета, что были люди, которые были посвящены Богу от чрева матери. Пророк Иеремия, как мы читаем, был посвящен Богу от чрева матери. Иоанн Креститель в Духе Святом взыграл в чреве своей матери. И тем более – Дева Мария.

В книге Деяний Святых Апостолов вдруг неожиданно где-то в середине начинается повествование от первого лица, от Апостола Павла. Совершенно неожиданно, когда с нами начинает говорить Апостол Павел, начинает рассказывать о себе. И вот это подчеркивает, что действительно Лука, как сотрудник Апостола Павла, не мог писать что-то от себя. Скорее всего, действительно, и Евангелие от Луки, и Деяния святых Апостолов – это свидетельства Апостола Павла, которые были записаны Евангелистом Лукою.

Теперь нам надо обратить внимание на быт этих людей, как они жили. Быт этих людей нам известен совершенно точно. Есть такое произведение – точнее, это даже не произведение, это некий такой жанр литературный – то, что называется «Талмуд». Талмуд был написан где-то в VI веке, уже после Рождества Христова, но основное ядро Талмуда – Мишна – это информация, которая возникает в период от 50 лет до Рождества Христова до 50 лет после Рождества Христова. О чем там написано? Такое страшное слово – «Талмуд». Там очень подробно описывается, как они жили: как они сеяли семена в землю, как они собирали урожай, что они могли с ним делать, чего не могли. Первый раздел Мишны называется «Зарим», или «семена». И первый раздел – только о сельском хозяйстве этих людей. Когда специалисты изучают эти тексты, вдруг совершенно неожиданно притчи Христа оживают. У Него же очень много притчей, связанных с этим: «Вышел сеятель сеять…» Очень многие притчи связаны именно с образом жизни людей того времени. Как я часто говорю, если бы Христос жил в наше время, у Него точно были бы притчи о Метрополитене: одни едут вниз, другие вверх. И даже если кто-то, кто едет вниз, побежит назад, то не очень у него и получится. Но – получится, если он употребит максимум усилий.

Христос всегда разговаривает с людьми на злобу дня. Он говорит о башне: Он говорит, если кто-то хочет построить башню, то пусть он сядет и посчитает: получится у него это вообще или не получится. У Него есть притча о домохозяйке, которая потеряла монету: и вот она зажигает свечку, выметает все в доме, чтобы найти эту монету. У Него притчи о рыбаках, о сеятелях – то есть Он разговаривал с людьми очень простым языком и всегда исходил из профессиональной занятости этих людей. И таким образом, все это было очень понятно. Поэтому когда мы с вами будем изучать книгу Деяний святых Апостолов, мы очень подробно будем останавливаться на образе жизни этих людей, чтобы нам лучше понять их поступки. Эта информация приблизит нас к той цивилизационной реальности, чтобы мы лучше понимали, что это была за жизнь. Подобный подход к изучению книги Деяний святых Апостолов, конечно же, поможет нам лучше понимать и Евангелие, потому что события, описанные в Евангелии, и события, описанные в книге Деяний – они, в общем-то, происходили в одно и тоже время.

Есть вступление к этой книге. Оно начинается словами: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус сделал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеление Апостолам, которых Он избрал». Здесь мы видим адресата, некого Феофила, к которому обращена эта книга. Может быть, нам вообще не стоит изучать эту книгу? Может быть, она написана только для Феофила? Кто такой этот Феофил? Мы ничего не знаем об этом Феофиле. Но давайте посмотрим, что пишет Беда Достопочтенный о своем «Изложении Деяний Апостолов»: «Имя “Феофил” значит “любящий Бога”, или же “любимый Богом”. Следовательно, всякий, любящий Бога, верит, что это написано о нем и для него, и обретает здесь спасение своей души. Ибо написал это врач Лука – и заметь, что он говорит, что начал Иисус делать и учить. Вначале делать, а потом учить: ведь Иисус, став для нас примером доброго учителя, учил только тому, что сам делал». То есть адресат – уже не какой-то древний Феофил, а всякий любящий Бога и всякий возлюбленный Богом. Потому что, как нам сообщает Беда Достопочтенный, это слово может быть переведено как «любящий Бога», но также оно может быть переведено как «возлюбленный Богом». То есть эта книга обращена к каждому верующему человеку, который стремится проявить любовь к Создателю.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Но смотри, как Христос делами предавал достоверность Своему слову. Он наставлял в кротости и говорил: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. Учил быть нестяжательными и показывал это самыми делами. Сын Человеческий говорил, что Он не имеет где преклонить голову. Опять же, заповедовал любить врагов и наставлял этому, молясь на Кресте за распинателей. Говорил: “И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду”, а Сам отдал не только Свои одежды, но и Кровь. Так повелел Он поступать и ученикам, поэтому и Павел говорит: “по образу, который имеете в нас”. В самом деле, ничего нет бесполезнее учителя, который мудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру. Потому Апостолы прежде учили жизнью, а потом словами. Да им даже и не нужны были слова, потому что громко говорили их дела. Не ошибается также и тот, кто самые страдания Христа назовет действием. Ведь через страдания Он сотворил великое и чудное дело: разрушил смерть и совершил все прочее».

Для нас эта мысль святителя иоанна Златоуста важна тем, что он объясняет, что сами деяния Апостолов (их послания мы изучаем в других разделах Нового Завета) научают нас иногда больше, чем нежели их послания. Потому что действия того или иного человека наглядно нам показывают, во что он верит, чем он живет.

Итак, этот текст обращен к каждому, кто любит Господа. Этот текст книги Деяний святых Апостолов раскрывает перед нами деяния самих учеников Иисуса Христа, чтобы, исследуя их образ жизни (а Православие – это, прежде всего, образ жизни, как мы с вами договорились), чтобы мы смогли подражать этим людям, которые в свою очередь подражали во всем Христу. Помните, как апостол Павел сказал: «Подражайте мне, как я подражаю Христу».

«Первую книгу написал я тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Первая книга – это Евангелие от Луки. Оно тоже обращено к этому Феофилу, то есть каждому любящему Бога. Евангелие от Луки начинается словами: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего, сначала по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердые основания того учения, в котором был наставлен». Здесь Евангелист Лука подтверждает, что текст берется от очевидцев событий, и здесь мы опять вспоминаем, что Павел очень плотно общался и с Девой Марией, и с другими Апостолами, и он собирал вот эти свидетельства очевидцев. И книга Деяний святых Апостолов – это тем более свидетельства очевидцев, потому что Лука не просто пишет здесь со слов Апостола Павла (а это тоже по-своему очевидно), но, скорее всего, он являлся участником этих этих событий, которые он описывает. И третий стих, который мы с вами прочитали, где говорится о Христе и о Духе Святом – ну, почитаем со второго стиха: «До того дня, в который Он (то есть Иисус Христос) вознесся, дав Святым Духом повеление Апостолам, которых Он избрал, которым явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». Вот здесь впервые упоминание о том, что Христос по Воскресении из мертвых в течение сорока дней общался с Апостолами. Нигде больше не говорится о том, что это было сорок дней.

Таким образом, мы выходим на день святой Пятидесятницы. Как соотносится праздник иудейской Пасхи с иудейским праздником Пятидесятницы? Когда Пасха на Святой земле, то хлеб еще не созрел. Созревает множество разных злаков, но не хлеб. Хлеб созревает на Святой земле ко дню Пятидесятницы. Вот это очень интересная деталь. Если на Пасху собирают урожай разных злаков, то вот на Пятидесятницу собирают пшеницу. Это очень знаменательно: там, полба растет, другие какие-то злаки произрастают, Божьи Дары из земли... А на Пятидесятницу собирали урожай хлеба, и хлебы эти свежие приносили в дар Богу. Их мазали елеем и сжигали на огне на пятидесятый день после Пасхи. Хлеб – это символ народа Божия. Есть такая древняя евхаристическая молитва, которая дошла до наших дней, где христиане молятся: «…Как этот хлеб был собран из разных зерен, рассеянных по разным полям, и составили единый хлеб – Тело Господа Иисуса Христа – так и мы, верующие, собранные с разных мест, причащаясь от этого одного Евхаристического Хлеба, становимся едиными, как Тело Христово под главою Господа Иисуса Христа».

Самое главное таинство Христианской веры – это Евхаристия. Когда на службу приносят хлеб и вино, и во время службы хлеб и вино пресуществляются, или прелагаются, в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа. Но жизнь каждого христианина имеет ту же самую цель: мы должны прожить эту жизнь так, чтобы из состояния чад гнева преложиться, пресуществиться, в состояние чад Божьих. Поэтому понятие Пятидесятницы очень тесно связано с понятием хлеба, Евхаристического Хлеба. Но если для нас день Пятидесятницы – это снисхождение Духа Святаго, то с Евхаристией Дух Святой связан непосредственно напрямую. Все таинства Церкви совершаются именно Духом Святым. И таинство Евхаристии, и таинство крещения, и таинство покаяния – все это совершается Духом Святым. Следовательно, день Пятидесятницы есть начало самостоятельной евхаристической жизни первых христиан. Если первую Евхаристию совершает Сам Христос на Тайной Вечере, то никто из Апостолов не мог совершать Евхаристию до тех пор, пока они не получили Духа Святого. Но после Пятидесятницы они Духом Святым будут совершать Таинства Церкви.

Книга Деяний святых Апостолов наиболее полно описывает образ жизни первых христиан. Почему первые христиане, скажем так, лучше, чем христиане в последующем развитии? Это объяснить достаточно сложно. Мы не можем объяснять это личными качествами этих людей: ведь Дух Святой, Который исходил на них – это Тот же самый Дух, Который сходит и на нас. И должны быть одни и те же действия Духа как на них, так и на нас. Но в то же время мы видим отличие этих людей от того состояния, в котором мы пребываем сами. Возможно, это связано с тем, что они были носителями живого Евангелия. Как мы с вами уже определились, Евангелие – это свидетельство о Христе, которое исходит от самоочевидцев Слова. И когда мы будем изучать книгу Деяний святых Апостолов, мы увидим, по какому принципу определяли, кто может быть Апостолом, а кто не может быть Апостолом. Но доминирующее определение: Апостол имеет свидетельство Иисуса, то есть он может свидетельствовать о жизни Христа, поскольку он сам видел Христа и сам общался с Ним. Может быть, это – главное отличие первой Церкви от того состояния, в котором находимся мы? Но Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет, что он общался со Христом. Он пишет, что он получил от Самого Христа предписание о Евхаристии. А разве мы не общаемся с Христом? Общаемся! Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Таким образом, когда мы соединяем изучение любой библейской книги с молитвенной практикой и с евхаристической жизнью, мы переживаем достоверное наше соучастие во всех этих процессах. И мы мало чем по Благодати отличаемся от самоочевидцев Слова. Потому что в Благодати человек может преодолеть то, чего он не может преодолеть по природе. Как я вспоминаю свою бабушку, Журавлеву Матрену Федоровну. Она работала в храме уборщицей, мыла полы, и говорила мне с такой досадой: «Если бы я родилась во дни Иисуса Христа, я бы каждый день приходила в храм, куда приходил Иисус Христос, и мыла бы там полы. Как было бы здорово, что я могла бы Его видеть! Может, я бы смогла прикоснуться к Его ногам». Так вот, евхаристически нет принципиального отличия между людьми, которые жили в то время, и между людьми, которые живут сейчас. Более того, святитель Иоанн Златоуст настаивает на том, что есть только одна Евхаристия, которую совершает Христос на Тайной Вечере, а потом, где бы ни служил священник, в городе или в селе, – пишет Иоанн Златоуст, – кто бы ни служил, Пётр или Павел, это всё та же самая Тайная Вечеря, тот же самый момент, когда Христос взял хлеб – благословил, взял вино – благословил и сказал: «Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя». То есть евхаристически мы переносимся в те времена, мы становимся самоочевидцами Слова. И многие христианские Богословы даже говорят, что когда человек евхаристически переживает встречу со Христом, это намного важнее, чем нежели как древние иудеи, которые визуально распознавали Иисуса как Иисуса из Назарета, они толпились вокруг него – помните, с каким трудом Закхей увидел Иисуса, с каким трудом женщина, имеющая кровотечие, смогла прикоснуться к Иисусу, только к краю Его одежды. То есть, свидетельство, которое мы имеем через евхаристическую жизнь, через молитвенную жизнь и через изучение Писания – оно делает нас достоверными свидетелями тех событий, которые по Божией милости, если Господь нам позволит, мы будем изучать, беседуя об этой удивительной книге.

Сегодняшняя наша встреча ¬ она такая предварительная встреча, это как бы введение в изучение Книги Деяний святых Апостолов. А непосредственно самим текстом мы с вами займемся в следующий раз, когда соберемся в этом гостеприимном храме, если будем живы и если Господь позволит. Спаси вас Господь.