4 июля 1957 года – состоялся первый полет пассажирского самолета «Ил-18»

Самолет Ил-18 – четырехмоторный турбовинтовой лайнер для авиалиний средней протяженности, созданный под непосредственным руководством С.В. Ильюшина. Этот самолет стал самым массовым и к тому же самым рентабельным в своем классе первого поколения пассажирских лайнеров с газотурбинными двигателями, воплотив в себе все основные черты современного пассажирского самолета.

История Ил-18 началась в середине 1950-х годов, когда стало ясно, что самолеты с поршневыми двигателями уже не соответствуют бурному росту авиаперевозок и требуются более вместительные и скоростные самолеты. К тому же появились и технические предпосылки для создания таковых – были созданы и освоены принципиально новые газотурбинные двигатели (ГТД). Первым советским пассажирским самолетом с ГТД стал Ту-104 (1956 год), но он был переделан из бомбардировщика Ту-16, и его низкая экономичность не удовлетворяла требованиям «Аэрофлота».

С.В. Ильюшин же отстаивал идею создания именно специализированного пассажирского самолета, и его разработка началась в ОКБ в 1954 году. А в августе 1956 года эскизный проект пассажирского Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями был утвержден.

Первый полет опытного самолета Ил-18, который был рассчитан на 75 мест или 12 т коммерческого груза, состоялся 4 июля 1957 года – с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в город Жуковский.

За создание Ил-18 Ильюшину и группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия. А самолет, после успешных испытаний, был запущен в серийное производство. Началом его эксплуатации принято считать 20 апреля 1959 года, когда состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва – Адлер и Москва – Алма-Ата. Ил-18 стал основным массовым самолетом «Аэрофлота», а совершенная для того времени аэродинамическая компоновка этого самолета обеспечила ему высокие летно-технические характеристики. Среди обывателей он прослыл «самым надежным самолетом» и летал на всех, включая международные, воздушных трассах СССР, а еще эксплуатировался во многих авиакомпаниях других государств – в связи с экономичностью, высоким уровнем комфорта и безопасности самолеты Ил-18 неизменно вызывали интерес на мировом рынке и пользовались широким спросом (для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 таких самолетов).

С годами в ОКБ создавались и другие модификации Ил-18, отличавшиеся повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования. Кроме пассажирских Ил-18, были разработаны и пущены в производство служебные, грузовые, патрульные самолеты, а также варианты для Советской Армии. Один из самолетов – Ил-18В – был переоборудован для полетов в Антарктиду.

Всего за годы серийного производства (1959-1978) было построено 719 самолетов, в том числе 564 пассажирских, остальные – специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой.

До середины 1970-х годов Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, а затем его «сменили» Ил-62 и Ту-154. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в нашей стране прекратилась только в 2002 году, когда распоряжением Минтранса перевозки пассажиров на Ил-18 в гражданской авиации России были запрещены. По данным на конец 2010 года, Ил-18 эксплуатируется сейчас только ВВС РФ.

В ряде российских городов самолёту Ил-18 установлены памятники, а еще его можно увидеть во многих кинофильмах 1960-1970-х годов.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: