Проповедь на праздник Рождества Христова (Литургия). 7 января 2018 г.

Дата: 
7 января 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 2:1-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Рождество Христово. Событие, напрямую связанное с началом понимания христианином Божественной любви. Мы так часто слышим о Божьей любви к человеку! Какова она? В несовершенном состоянии нам трудно понять, что вмещает в себя это глубокое духовное, неземное состояние Божественной Личности. Часто, рассуждая о Боге, мы забываем, что Он есть личность, и наши отношения с Ним – это живые взаимоотношения личности с личностью, ума с умом, идеи с идеей, сердца – с сердцем, нашей готовности или неготовности жить по Его закону.

Многие святые, рассуждающие и думающие о Рождестве Христовом, предлагают множество рассуждений на эту тему. Лежащий в яслях Младенец беззащитен. Внешне Он беспомощен, как и всякий ребёнок. Вместить в себя глубину беззащитности и, с другой стороны, всемогущества Младенца Христа очень трудно. Господь являет это событие наглядно, чтоб мы убедились, что Он открыт для каждого из нас. В открытости и беззащитности кроется сакральный смысл. Незримая рука Божественной любви открыта перед каждым из нас. Вмещая в себя всё человечество, глубина этой любви вмещает в себя и каждого из нас. Лежащий в яслях Младенец, изображённый на иконе, не только окно в иной мир являет нам, но и взывает к нашему сердцу, понуждая это сердце стать тем вертепом, в который Он войдёт. Войдёт по той нашей воле, в которой есть отблески Божественной святости. Он вложил в нас бессмертную душу, и Христос отражается в нашей душе. И мы должны открыть вертеп в нашем сердце для Богомладенца, чтобы Он был там нами зачат, выношен и рождён нашими делами по вере, то есть соблюдением Божьих заповедей.

Святитель Феофан Затворник рассуждает о том, что, с одной стороны, Божьи заповеди не тяжелы, но, с другой стороны, они невыносимы. Как же так? Как можно совместить два понятия: лёгкость и тяжесть, невыносимость и возможность? Если человек пытается соблюсти их без любви, отказывается учиться любить, воспринимать Божий глагол, он может ничего не реализовать в своей духовной жизни без этого сердечного импульса, и его христианская жизнь будет совершаться серо, плоско и буднично. Да, в ней будут рассуждения о Рождестве, будет накрыт стол и готовы подарки к празднику, а сама встреча может не состояться. И тогда это трагедия жизни: вертеп останется пустым. И дары, которые у него есть для этого вертепа, окажутся не найденными им в себе.

Что во мне эти дары: злато, ладан и смирна? Где мне искать ключ к этим богатствам, которые я должен сложить у ног Спасителя? Злато – те добрые дела, что я могу совершить. Поскольку в человеке есть нечто греховное как часть его, падшее естество человека зачастую не может без понуждения исполнять то, что исполнять нужно. Наше падшее естество порой в полный голос требует того, что неполезно. Если не будет понимания верности курса и правильности духовных ориентиров, то хлеб нашей веры зачерствеет. Тогда как понуждать себя к добрым делам, когда они напрямую связаны с самоотверженностью?

Часто, наблюдая результат человеческого труда, мы понимаем, как всё делалось, с душой была сделана работа или нет. Что-то, возможно, и не является шедевром, но если к руке приложено сердце, мы это чувствуем. Когда люди ради Христа делают какое-то дело и стараются делать его хорошо, это ощущается. Не только внешне блестящее и заметное, но любое Богу угодное дело есть то злато, которое я могу принести Богу, украшая этот вертеп добродетельной жизнью, поскольку добродетели взращиваются не абстрактно, не пустыми словами, за которыми нет нашей готовности к труду. Добродетель взращивается стремлением жить для других, и тогда, складывая у ног Христа это золото, человек чувствует, что оно греет его. Он отдаёт его и обогащается. Потому что «твоё – только то, что ты отдал».

Ладан – душистая смола. Как тяжело бывает человеку смиряться! Каждый день Божественная мудрость ставит нас в неловкие условия жизни, в которых нам трудно и сложно: трудно с этими людьми, в этих обстоятельствах и условиях. Всё это направлено только на одно: чтобы смирился человек. Если этого не понять, если бежать от этого, то какой тогда ладан мы принесём к Богомладенцу? Вот пример смирения и унижения: Всемогущий Творец мира – Младенец, лежащий в яслях, Которому не хватило места в гостинице среди Им созданных людей. Только вне града нашлось Ему место, там, где сама природа приняла Невместимого и дала кров Всемогущему и Божественному.

Что же есть смирна? Мы с вами знаем, что когда-нибудь наша жизнь закончится. Прошёл ещё один год – и кто-то не вошёл под своды храма на Рождество: Бог призвал его в иное место, где продолжилась жизнь его личности, развитие его духовного человека. Когда-нибудь, в день Страшного суда, соединится с телом эта душа. Мы знаем, что это произойдёт и в нашей жизни, и, как знать, в каком храме мы с вами встретим будущее Рождество: здесь, на земле, или в небесном храме. Небесный храм может вместить всё человечество, но не всякий сможет туда войти, а лишь тот, кто хотел. Смирна – это готовность свою жизнь и волю направить на волю Божью. Не только устами произносить «Да будет воля Твоя!», но и делами показывать свою готовность и усердие в жизни по Божьей воле.

Будем внимательны и осторожны. Начав практиковать это искусство, человек не может отказаться от всего и сразу. Но в малом, в чём он уже навык, он должен совершенствоваться. И поскольку он оступается, то должен и подниматься, и быть внимательнее в будущем. Понуждение себя жить – призыв к человеку найти решимость войти в глубокое духовное понимание того, что есть жизнь. Можно жить мёртвым: бывает, живёт человек, но всё, что он делает, мёртво. Он общается с близкими, как мертвец. Всякое мёртво сделанное дело тяжко и страшно для всех. И человек не чувствует того и не понимает, а те, кто вошёл в понимание смирны, задыхаются оттого, что перед ними находится умирающий.

Мы должны явить Богу своё свободное волеизъявление и готовность идти по пути, который Он нам указал. Кто-то спросит: «Возможно ли всё это?». Да, это возможно. Вкусить этой возможности нам предлагается каждый день и много раз. В рождественские дни особенно важно рассуждать об этом, чтобы человек видел эту данную Богом перспективу что-то успеть сделать в наступившем новом году. Пересмотреть что-то в своей жизни, продумать, некий расчёт совершить: что я успел за эти прошедшие месяцы прошлой жизни и что мог успеть сделать и не сделал? Будем помнить, что самый главный талант, который мы получили от Бога, – не умение, не мастерство во внешнем – что, конечно, нередко поражает своей гармонией, мастерством и грацией. Но самый главный талант, который Бог дал каждому человеку, – это талант спасения души. Если здесь человек не потрудится, то смирну туда он не принесёт.

Это жизнь в жизни, включение в неё добровольно того Бога, Который начинает постепенно менять жизнь человека. Мы читаем в поучении пастыря Ерма: «Я не отступлю от тебя, пока не сокрушу костей твоих» – рассуждает Господь, обращаясь к человеку. Кто-то может испугаться. Нет, здесь звучит голос Любви: «Я не дам умереть тебе ленивому, хилому и духовно опустошённому и сделаю всё для того, чтобы ты захотел жить, но за тебя жизнь Я не проживу. Каждый день Я буду создавать максимально удобные условия для спасения твоей души, я начерчу лучшим образом максимально удобный путь ко спасению, Я это сделаю, тебе стоит лишь захотеть. Доверься Мне, Я знаю, как».

В беззащитности Младенца – огромная сила. Духовная перспектива, ломающая стереотипы нашего понимания того, что есть любовь, свет и тьма, правда и ложь. Это иная система координат, поэтому, приближаясь к этой иконе, к этому вертепу, прообразу нашего сердца, давайте подумаем, пришли мы к этим яслям? Входим ли в вертеп? Или только поражаемся внешней красоте убранства храмов и мест для поклонения, куда приносят лучшее? Стоит ли за этим что большее? Основательное, таинственное и самое настоящее и живое… Ведь именно это предлагается принести Богу. Хотя бы задуматься, готов ли ты сделать шаг в эту сторону, учиться этому искусству.

В празднике Рождества есть ещё одна величайшая тайна, и эта тайна – тишина. Человеку бывает трудно жить тихо, он привык жить иначе, в шуме. Богом ему предлагается замолчать и более основательно заглянуть в вертеп своего сердца и, может быть, сегодня там с Ним пересечься и о чём-то обмолвиться. С праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев