Дневник настоятеля: Освящение Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации 14 июня 2020 года

Дорогие друзья! Уважаемые и любимые братья и сестры! Уже неоднократно мне приходилось обращаться к тому жанру дневниковых заметок, которые дают возможность сердечно разделить с близкими мне людьми впечатления от чего-то важного, интересного, ценного, полезного. Так родилось два тома книги «Дневник духовника Олимпийской сборной России». Первый, об Олимпийских играх в Пхенчхане 2018 года, многие из вас уже прочли, а второй, о II Европейских играх в Минске 2019 года, вышел совсем недавно, после Пасхи, и ждёт вас в церковной лавке нашего храма.

И вот теперь, пожалуй, настал момент, чтобы продолжить уже ставший привычным формат общения и положить начало следующему произведению, которое будет создаваться в течение времени, пока Господь благоволит. Я бы хотел назвать его «Дневник настоятеля», и первые его страницы будут посвящены впечатлениям от события, пережитого мною в минувшее воскресенье на освящении Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. Поверьте, здесь есть о чём вам рассказать.

История моего присутствия на этом знаменательном мероприятии началась в среду, за несколько дней до самого события. В этот день мне позвонил секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Владимир Диваков и сообщил новость о том, что 14 июня, в Неделю Всех Святых, мне благословлено сослужить Святейшему отцу и участвовать в освящении нового Патриаршего собора в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в Кубинке. Для меня это было неожиданным, но если я просто скажу, что порадовался, то эти слова совсем не передадут моего состояния. Я испытал чувство глубокого вдохновенного ожидания торжества, которого, конечно, недостоин, а ещё – осознание высокой чести, оказанной мне Богом и Священноначалием. Поверьте, я не преувеличиваю. Ведь у каждого из нас есть те области сердца, которые откликаются на определённые события и обстоятельства, и мне как потомку тех, кто в течение разных поколений моего рода нёс воинскую службу Богу, царю и Отечеству, всё это особенно близко. Поэтому и новость эта была мною воспринята так горячо и трепетно.

Как и всем священникам, делегированным на это Богослужение, мне предстояло сперва пройти медицинское обследование – сдать соответствующие тесты из соображений безопасности ввиду продолжающейся пандемии, а также заполнить ряд документов, что и было мною исполнено в Храме Христа Спасителя на следующий же день, в четверг. Спустя время я получил результаты с уведомлением о возможности прибыть на Литургию, а также поручение от отца Владимира Дивакова приготовить к этому дню проповедь, но – сразу с оговоркой, что решение о том, надо ли будет её произносить, остаётся за Святейшим Патриархом и зависит от ряда обстоятельств предстоящей службы.

Ну а затем были различные события завершавшейся недели – и гимназический педсовет по итогам непростого с учётом всех карантинных мер учебного года, и уходящее в поздний вечер общение с людьми на исповеди – ведь изголодавшиеся по возможности участвовать в Таинствах прихожане, слава Богу, идут теперь в храм, чтобы получить то, что во все времена получал человек в доме Божием: утешение, надежду, назидание и силы от Господа. Также в эти дни проходили собеседования с родителями и детьми – соискателями мест в первых классах нашей гимназии «Восход»: удивительные встречи, на годы вперёд определяющие вектор направления жизни для юных и взрослых. И ты, грешный, недостойный, являешься соучастником этих событий и будешь отвечать перед Богом за то, как к этому относился, что вкладывал в свои труды, как вдохновлял людей, как искал возможности помочь всем тем, кого посылал к тебе Господь, чтобы самые высокие их чувства и переживания стараться направлять в верное, созидательное и душеполезное русло.

Знаете, столько было встреч и разговоров в течение этих нескольких дней, столько потраченных и полученных сил… В общем, в ночь перед воскресной службой спать мне практически не пришлось: ведь в довершение ко всему, надо было подумать и над проповедью, которая в конечном итоге так и не была мной произнесена. Но накануне я этого ещё не знал, и мне очень хотелось в предстоящем слове быть не формальным пересказчиком каких-то правильных вещей, не просто описателем важных событий прошлого и настоящего, а, понимая, что в этот храм придут юные курсанты, молодые офицеры, по существу – вчерашние мальчишки, которым дальше идти в большую жизнь и защищать нашу Родину, хотелось сказать что-то такое, что могло бы затронуть их сердца, совесть, души, а не только обласкать их слух…

Но – ночь позади, и вот ранним утром, на свежевымытой машине, мы вместе с моей супругой, матушкой Ириной, выехали на службу. Мне прежде никогда не доводилось бывать в парке «Патриот». Я знал адрес, который и ввёл в навигатор, а вот дальше началось невообразимое – такого у меня не было, поверьте, никогда прежде. Навигатор стал регулярно менять маршрут! Мы подключили второе устройство, и вот уже оба наших навигатора, один за другим женскими голосами вещавших о маршруте, стали предлагать нам странную дорогу с поворотами в тех местах, где их не было, и попытками увести не в ту сторону. Вначале я возмутился, ибо даже по району, где мы живём, нас возили минут пятнадцать, но потом стал молиться и выбрал ту дорогу, которую примерно предполагал сам, без навигатора, и затем ориентировался на голос только тогда, когда он совпадал с обозначениями на придорожных знаках. Вот таким было это путешествие, и я благодарю Бога за то, что мы выехали очень загодя.

Ну а потом я вспомнил зиму, потому что мы увидели… снеговиков. Да-да, нескольких снеговиков, которые стояли на дороге с палками в руках. Подъехав ближе, мы рассмотрели в них одетых в белые комбинезоны, специальные маски, перчатки и обувь сотрудников службы дезинфекции, обрабатывающих въезжавшие на территорию парка автомобили. Проверив плотность закрытия окон, мы въехали в зону обработки… Какое-то время после пришлось откашливаться, после чего мы поняли, что теперь уже точно готовы к мероприятию, и, оставив автомобиль на большой парковке, отправились через специализированный КПП к храму, который уже был виден издалека.

В первую очередь моё внимание привлёк его зеленоватый цвет, который, как потом выяснилось, так или иначе присутствует во всём внутреннем и внешнем убранстве комплекса. Нужно отдать должное дизайнерам, которые приложили немало усилий, чтобы создать здесь особый неповторимый стиль. Как потом рассказывал мне настоятель Климентовского храма в Замоскворечье, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, по благословению Патриарха отвечавший за подготовку этого объекта к освящению, такие тона были выбраны неслучайно: они призваны вызвать ассоциацию с цветом военных палаток, и достигается это при помощи использования особых материалов, среди которых медь и гальванопластика.

Признаюсь честно: общее впечатление от собора сильное. В облике его просматриваются мотивы владимиро-суздальской храмовой архитектуры, расцвет которой как раз пришёлся на период укрепления самостоятельности Руси, и это настроение растущей мощи и силы нашло отражение в концепции Главного храма Вооруженных сил России. Вообще, с первого взгляда здесь заметно много символичного, даже в том малом, с чем мне удалось соприкоснуться за столь короткое время присутствия в этом месте. А Святейший Патриарх накануне провёл в соборе четыре часа, в течение которых отец Леонид показывал ему всё то, чего мне пока ещё не удалось увидеть, но надеюсь, что в обозримом будущем я смогу это наверстать и познакомиться со всеми нюансами подробно. Ведь этот храм создавался как памятник, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах. Интересно, что в составе ступеней, ведущих к храму, присутствует сплав из оружия и техники, захваченных нашими войсками в различных сражениях. И в этом есть глубокий смысл – следуя в храм, человек поднимается по ступеням победы над поверженным врагом.

Особо хочется отметить рекордные сроки возведения собора – всего два года! Никто и никогда не строил так быстро. Известно, что Министр Обороны Сергей Кужугетович Шойгу, который был инициатором строительства этого храма, регулярно посещал место стройки и лично следил за каждым этапом работы.

Да, у кого-то уже вызывает споры изображение в интерьере собора военных орденов России, включающих в себя разную символику, в том числе и советскую. Или присутствие на мозаике, обильно украшающей стены храма, некоторых государственных деятелей в военных мундирах своей эпохи. Некоторых людей смущает вопрос о том, как подобное может быть использовано в храме. Не вступая в полемику, позволю себе лишь заметить, что в данном случае речь идёт о храме-памятнике, имеющем отношение к военной славе и призванном являть собой в том числе наглядное историческое пособие, и подобные прецеденты уже бывали в минувшие времена. Вообще, отношение к воинству в русской духовной истории и в целом в христианской традиции особенное. Вспомните соборы Московского Кремля с изображением правителей Русского государства – не канонизированных как святые, но известных своими заслугами перед Отечеством. Ещё будучи студентом, я имел счастливую возможность в течение года посещать спецкурс по соборам Московского Кремля, где мы шаг за шагом проходили каждый собор, рассматривая и обсуждая все элементы, присутствующие на стенах, в иконостасе и в деталях интерьера. Так вот, изображение воинов, идущих на сражение с врагом, выражение их лиц и состояние, передаваемое через художественные приёмы, – всё это призвано подчеркнуть идею о том, что готовность к высшей жертве по евангельской заповеди – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» – приближает их к Небесному воинству Ангелов и Архангелов, которые часто и изображаются на фресках и мозаиках рядом с теми, кто несёт эту непростую службу. Кстати, здесь, на мозаике собора, на мундире у Маршала Жукова можно увидеть настоящий орден – это личный дар Министра Обороны, снятый им с мундира его отца.

Конечно, все эти рассказы вызывают желание более глубоко и основательно погрузиться в идею создания храма, олицетворяющего силу Русского государства и повествующего об истории победоносных сражений, явивших миру чудо-богатырей. Здесь и дружинники святого князя Александра Невского, и ратники святого князя Димитрия Донского, и ополченцы Минина и Пожарского, и богатыри Суворова, и гусары Кутузова, и казаки Платова. Здесь и солдаты Первой и Второй Мировых войн, герои нашего Отечества, черпавшие свои силы в той национальной традиции, которая зиждется на евангельских принципах единства и любви к ближнему. Здесь мастерство, ум, смекалка, здесь братство, основывающееся на глубоком понимании той высокой миссии русского оружия, которая не только отстаивала национальные интересы страны, но и являла в своём духовном компоненте понятие защиты чистоты веры. Да, сюда, в эту русскую реку вливались ручейки других народов – это так, это правда, и об этом нужно говорить. Но системообразующим, и в первую очередь в отношении духовной культуры, в этом бескрайнем море побед был и является русский народ. Поэтому и знамёна в храме настоящие, и на стенах – образы реальных исторических личностей – тех, кто был причастен к важным событиям боевой славы нашей армии. Здесь и земля, и вода, и небо… И приделы в этом храме посвящены тем святым, которые являются покровителями различных родов войск Вооруженных сил России: благоверному князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск; пророку Божию Илии – покровителю Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск; апостолу Андрею Первозванному – покровителю Военно-морского флота; великомученице Варваре – покровительнице Ракетных войск стратегического назначения. Центральный придел посвящён главному христианскому празднику – Воскресению Христову, а нижний храм – равноапостольному князю Владимиру, святому крестителю Руси.

…Уже на подходе к собору чувствуется оживление. Среди собирающихся на службу – и гражданские лица, и военные, и духовенство. И вот я оказываюсь в верхнем храме, наполняющемся военнослужащими тех родов войск, представителям которых согласно приказу Министра Обороны надлежало присутствовать на этом Богослужении. Это молодые мужчины в парадной форме – и офицеры, и курсанты, а вскорости сюда прибудет и сам Министр Обороны С.К. Шойгу и все его заместители за исключением одного – того, который, как мне сказал отец Леонид, отвечает за ядерное оружие и должен быть на своей вахте. А всем остальным положено молиться на службе.

Пройдя в главный алтарь и приложившись к престолу, пока ещё не освящённому, я надел богослужебное облачение. Здесь встретился и обнялся с дорогим для меня собратом – иеродиаконом Андреем (Даниловым). Многие годы я знаю этого удивительно талантливого человека, обладающего самобытным тенором и имеющего прекрасное музыкальное образование. Он пел в замечательном детском певческом коллективе, а потом, закончив семинарию и академию, продолжал своё обучение музыкальному мастерству в легендарном хоре покойного архимандрита Матфея (Мормыля), а вместе с тем навыкал в духовной жизни. Отец Андрей – очень достойный священнослужитель, насельник Свято-Данилова монастыря, а сегодня – один из тех, кто обеспечивает благолепие и красоту Патриарших Богослужений, украшая своим голосом и укрепляя молитвенным предстоянием главные службы, совершающиеся в Русской Церкви. Отец Андрей неоднократно бывал в гостях в нашем храме, служил у нас, принимал участие в творческих мероприятиях и святочных вечерах. Мы сфотографировались на память…

Радостно было увидеть здесь, на освящении собора, и Дмитрия Ивановича Петровского – замечательно образованного, умного, одарённого человека, прекрасно разбирающегося в вопросах государственной и церковной дипломатии и обладающего оригинальным и тонким чувством юмора. Дмитрий Иванович трудится в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, решает важные вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, курируя южно-азиатское направление, и эту ответственную работу сочетает с обязанностями секретаря Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, благодаря которой и пересеклись наши с ним жизненные пути. Мы тепло побеседовали с Дмитрием Ивановичем, обсудив текущую ситуацию в мире и те перемены, которые она принесла в том числе и в нашу жизнь, и также сделали фото на память.

Потом мы сердечно встретились и немного пообщались с руководителем Патриаршего протокола, протоиереем Андреем Бондаренко. Когда-то двенадцать лет назад нам довелось поработать вместе в составе Протокольной службы Патриарха. Это были первые официальные визиты Святейшего отца после его избрания на престол. Я никогда не забуду нашей линии фронта на Украине, особенно в западной её части, куда мы ездили обеспечивать Патриаршие Богослужения, в том числе и с ныне покойным протоиереем Александром Агейкиным, тогда протодиаконом. Это и братская Беларусь, и Великий Новгород, и Архангельск, и Северодвинск, и Соловки, и Ростов-на-Дону, и Новочеркасск... Знаете, когда пройдёшь с человеком линию фронта и повоюешь вместе, то понимаешь, что бывших товарищей не бывает. Это как в армии – сроднившись, идёшь по жизни дальше и очень ценишь братское плечо, а понятия дружбы, ответственности, верности, взаимовыручки здесь не менее крепки, да ещё и помножены на духовную глубину, молитву друг за друга и готовность подставить плечо в трудное время, которое порой случается, сами знаете. Случается…

Потом отец Андрей провёл для духовенства инструктаж, рассказал, кто за что отвечает и как будет проходить это Богослужение с учётом всех моментов, имеющих отношение к продолжающемуся карантину. Служащих священников в этот день было шестнадцать, архиереев шесть, несколько диаконов. Духовенство было распределено по разным приделам собора для освящения престолов, чтобы потом собраться всем вместе на Литургию в Воскресенском алтаре. Знаете, я уже не удивился тому, что именно мне выпало отправляться с архиепископом Амвросием, ректором Сретенской духовной семинарии, в Александровский придел: ведь святой князь Александр Невский – прапрадед нашего князя Димитрия Донского, и таким образом в этот день я почувствовал его незримую поддержку, в которой мы, храмостроители Димитриевского дома Божиего, так нуждаемся.

Было интересно одеться поверх священнического облачения в специальный фартук и нарукавники, используемые духовенством при освящении храма, а затем участвовать вместе с владыкой в омовении престола водой и вином, в обтирании его специальными полотенцами, в помазании миром... Всё это было похоже на таинства рождения, крещения и миропомазания. И так оно и было – мы стали свидетелями и соучастниками рождения нового дома Божия и обретения им тех небесных святых покровителей, которые всегда приходили и приходят на помощь ко всем призывающим их в годы тяжёлых испытаний и в дни радости. К слову, каждый престол в соборе выполнен с использованием гальванопластики и меди, а крышки престолов сделаны из натурального камня. Конечно, всё это дорого, но как иначе должно быть в Божием храме? Ведь так было всегда, и отрадно, что русская армия об этом помнит. Ведь у России, как сказал ещё Император Александр III, нет друзей кроме её собственных армии и флота…

…И вот мы снова в главном алтаре, посвященном Воскресению Христову. На восточной стене, над горним местом изображён Воскресший Христос, восстающий над ночным Иерусалимом, и в руках у Него – свиток с глаголами вечной жизни... Началась Литургия, за которой мы все молились и о которой я хочу помолчать, потому что здесь затихает язык человеческий и звучит голос Божий. Видеозапись службы при желании можно легко найти в интернете, а я бы хотел оставить внутри себя то, что переживал в эти мгновения как священник, как историк, а вместе с тем – как потомок тех воинов, моих предков, память о которых я трепетно ношу в своём сердце. Прошу вашего понимания…

Да, а затем Святейший Патриарх, учитывая известные обстоятельства и регламент пребывания военнослужащих в храме, принял решение о том, что во время причащения священнослужителей вместо проповеди будут звучать церковные песнопения, а потом, в конце Богослужения, прозвучит его Патриаршее обращение к собравшимся. Как я к этому отнёсся? Как к воле Божией: во-первых, потому что есть понятие послушания Священноначалию, и я не имею по этому поводу ни тени смущения, а во-вторых – в такой знаковый день в этом храме и должно было прозвучать только одно слово – слово Патриарха. И прозвучало оно основательно, просто, глубоко и искренне, включая в себя всё то, что должен был сказать отец своим детям. Затем Святейший передал в дар храму памятные иконы, в том числе чтимый Каплуновский образ Матери Божией, у которого ещё Император Пётр I молился со своими воинами перед Полтавской битвой.

…Служба закончилась, собор постепенно пустел, курсанты и офицеры фотографировались на память. Сугубое внимание в эти минуты было обращено к главной святыне собора – чудотворному образу Спасителя, расположенному перед главным алтарём. Эта икона, а точнее большой складень, объехала все уголки России, совершив такой своеобразный крестный ход по армейским подразделениям, и перед ней молились многие и многие солдаты и офицеры нашей Родины. Возле этого образа в течение всей службы и стоял Министр Обороны со своими заместителями. Интересно, что на створках складня изображены страницы военной славы России, начиная от Куликова поля и заканчивая нашими сегодняшними победами, которые, Бог даст, не будут последними, потому что если Бог с нами, то кто против нас. И дай нам, Господи, приходя в этот и в другие храмы, помнить об этом...

А в завершение этой первой главы дневника позвольте мне привести написанное мной не так давно, после посещения Ливадийского дворца, стихотворение, которое я думал обратить в словах проповеди к молодым курсантам, пришедшим в этот день на Богослужение. Ведь именно здесь, в храме, они должны услышать самые главные слова – о Родине, которую надо любить и защищать, об уважении к матери, о почтении к отцу, о верности жене, о готовности подставить плечо брату, о решимости жить по Божиему закону и, продолжая славные традиции русского воинства, верой и правдой служить своему Отечеству и народу.

Пожелание юношам

Крым, Ливадия
Сентябрь 2018 года

Что красит юношу? Не стильная наколка,
Не купленное папою авто…
Не брендовая модная футболка,
Не клубный имидж – это всё не то.

Кто он – достойный молодой мужчина?
Он не наглец, не хам, не сквернослов.
И для него преграда – не причина
Безвольно отступить. Он не готов
Быть равнодушным, когда мать бесчестят
Или глумятся дерзко над отцом, –
Трусливо он не топчется на месте
И не пасует перед подлецом.

Он должен быть и добрым, и отважным,
И Родину любить не напоказ,
По совести трудиться в деле каждом,
Ведь жизнь – борьба, в ней дорог всякий час.

Прекрасен юноша, который не посмеет
Развратничать, кутить, хитрить и врать.
Красив, кто в юные года уже умеет
Просить прощенья и других прощать.

Кто не слюнтяй, не нытик инфантильный,
Кто не трубит про подвиги свои.
Кто умный, терпеливый, скромный, сильный,
И хочет крепким быть главой семьи.

Красив, кто Бога в помощь призывает
И навыкает верить и любить.
А если что… готов – он это знает –
За други жизнь и душу положить.

Что красит юношу? Цена и твёрдость слова,
Благая цель, крутой подъём. Полёт…
Упал – вставай! Иди к вершине снова.
Таких к победам Сам Господь ведёт!

Протоиерей Андрей Алексеев

Фотографии Пресслужбы Патриарха Московского и всея Руси и из личного архива протоиерея Андрея Алексеева