Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице (Литургия). 26 ноября 2017 г.

Дата: 
26 ноября 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 10:25-37
Ин. 10:9-16

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вновь, дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня, открывая евангельское чтение, встречаемая с диалогом некоего человека, пришедшего ко Христу и вопросившего Его о спасении. И снова звучит эта главная Божественная заповедь, в которой собрана вся великая суть, основа христианского мировоззрения. Речь идёт о любви к Богу и ближнему, о важности иметь в своём сердце готовность учиться этому искусству.

Вы знаете, вчера пришла женщина на исповедь – вчера было немало людей, вообще такой долгий день и очень долгий вечер, и ночь, наполненная встречами. Женщина плакала от того, что она мужа своего не любит. Но, когда мы разговорились с нею, мы обнаружили, что есть хороший материал для того, чтобы это произошло. Просто она им плохо пользовалась. Вы знаете, вот есть дрова, есть спички, зажигалка, есть печь, но нужно потрудиться для того, чтобы вначале разжечь малое пламя, а уже потом подложить туда те дрова, которые сразу не вспыхнут. И когда мы, разобравшись, увидели, что материал-то есть, то женщина ушла утешенная.

Господь, обращаясь к этому юноше, рассказывает ему притчу о ближнем потому, что каждому возможно ближнего возлюбить. Он рассказывает ему притчу о том, как человек шел из Иерусалима в Иерихон и был избит разбойниками, и умирал при дороге. Мимо проходил священник, даже не посмотрев; потом левит, то есть служитель алтаря, который посмотрел и пошёл дальше. И только самарянин, который являлся для еврейского народа, как бы сегодня сказали, маргиналом, отщепенцем, человеком недостойным уважения, – самарянин проявил милость и не только утешил страждущего, но и спас его жизнь. Он привёз его в гостиницу и заплатил человеку, который взялся ухаживать за больным и, надо полагать, выходил его. Причём, уезжая, этот человек, который был совершенно незнаком со страждущим, пообещал держателю гостиницы возместить ему его расходы – в отношении того, кого он впервые в своей жизни видит. Вот такой рассказ.

И знаете, что важно – здесь есть одно обстоятельство, на которое указывают все толкователи Священного Писания. Все они шли от Иерусалима в Иерихон. Они все спускались с горы. Они все имели возможность подняться высоко и потом должны были спускаться вниз. То есть каждый из них был призван к чему-то высокому. Священник только что возносил Богу молитвы, и настолько оторвался от реальности, что прошёл мимо, даже не заметив умирающего человека. Представляете? Страшно…

Мне рассказывали, как один несчастный чеченец – в нашем понятийном аппарате есть такое слово как террорист, боевик – так вот этот человек, разбойник, совершая намаз и с ревностью совершая всё необходимое пять раз в день, сразу же по окончании молитвы к Богу шёл насиловать девушку. И убивать людей, которые были возле него. Совершенно спокойно. Если человек действительно к Богу обращается, если он имеет встречу и разговор с Ним, он не может так поступать. Если мы с вами об этом забудем, тогда как быть?

Мне рассказывал один случай почтенный архиерей. Вдруг в приёмной он увидел человека, одетого в куртку, брюки и футболку – и владыка очень удивился: кто это такой в приемной у высокого духовного начальника? И выясняется, что вот так на приём пришёл один священник. И владыка возмутился – не то чтобы резко и грубо, но строго сказал этому священнику о том, что не следовало бы приходить в такой одежде, что этому месту приличествует одежда другая. А светская одежда допустима, но в каких-то других ситуациях. И так получилось, что тот священник убежал. В жизни всё бывает. Он, раздосадованный, прямо выскочил из приёмной. Владыка мне рассказывал: «Я, – говорит, – сел и что-то мне стало так тяжело, и стыдно, и страшно: ведь я сегодня служил, причащался, с Богом соединился. Наверное, я не так сказал ему. И я побежал за ним. Прямо по Пречистенке побежал. Бежал за ним, кричал ему, люди останавливались, смотрели, – пока не догнал его, не утешил и не проводил с миром». Ну, бывает, и так они тепло пообщались – он говорил, что так себя укорял: «мол, видимо, я не нашёл нужных слов, я был не прав, я же должен как-то по-другому, я же прочитал утренние молитвы, и Евангелие читал, я причастился сегодня. Я пытаюсь что-то делать, чтобы вот эти самые слова: возлюби Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя – эти слова исполнить в жизни, а для этого нужно внутри другого Христа рассмотреть». А ещё раньше нужно рассмотреть Христа в себе, и Его в себе полюбить. Рассмотреть в себе те качества – хорошие, добрые, верные – которые нужно развивать. И эти же качества, лучшие, в человеке, в ближнем рассмотреть – не худшие, а лучшие! Ведь посмотрите: когда мы духовно расстроены с вами, мы в человеке, даже в незнакомом, который нам не понравился по какой-то причине, видим худшее. Причём сразу. Нам всё не нравится, мы готовы разобрать его поступки и осудить его, даже не зная этого человека. Мы настолько искажены внутри, что плохо думаем и бываем в чём-то убеждены, а потом, когда вдруг выясняется, что это не так, нам может быть стыдно. Мы оправдываем себя, или вообще об этом не думаем. А вот тут предлагается практиковать замечать лучшее и в себе, и в ближнем.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев